Парадигма триединства как универсальный подход

Триединство

Расширенный вариант статьи «Триединство. Любовь. Человек”.

Опубликована в рубрике «Научные публикации» украинской газетой «Психолог» № 4 2011 г.

Публикация на сайте имеет 4 страницы:

  1. Триединство. История идеи.
  2. Триединство Мира. Материя-Энергия-Информация. Телепортация.
  3. Триединство в истории развития психологии.
  4. Здоровье. Парадигма триединства в науке о человеке.

Автор ― Кловацкий В. В., председатель союза психологов Полтавы.

  

Идея триединства

Триединство. История идеи

Идея триединства богов – одна из самых распространенных в мифологии и религии.

Брахма-Вишна-Шива.

Идею Абсолюта в трех взаимодополняющих формах находим еще в древнеиндийском духовном концепте Тримурти (санскр. – “Три формы»). В нем говорится о создании, сохранении и разрушения мира тремя верховными божествами – Брахмой, Вишну и Шивой, а человеческое поведение рассматривалось как единство трех компонентов: воли, чувства, знаний.

Тело-Душа-Дух.

По Пифагору, Мир – триединый, как человек, состоит из трех элементов: тела, души, духа – так и Вселенная состоит из трех концентрических сфер: мира природного, мира человеческого и мира божественного. Таким образом, триада, или закон троичности, является общим законом и ключом жизни [30].

Инстинкт-Эмоции-Воля.

Согласно учению Платона, человеческая душа состоит из триады, трех частей. Первая инстинктивно-аффективная, вторая эмоционально-волевая, третья идеально – умственная [29].

Отметим, что вместо греческого «триады» в христианстве появляется термин «триединство», что подчеркивает единство трех ипостасей. Появляется в парадоксальном богословии Тертуллиана и начинает использоваться со второго века н.эры. 

Единое-Ум-Мировая душа.

Один из трактатов Плотина называется «О трёх первичных началах, или субстанциях» [22]. В центре философии Плотина — диалектика трёх основных онтологических субстанций — Единого, Ума и Мировой души

Тело-Душа-Мышление.

Кант считал, что человек создан таким образом: 1) возбуждение и впечатления воспринимает с помощью тела; 2) понятие отражает в душе; 3) воспроизводятся и связываются возбуждения, впечатление, понятие – мышлением [8].

Тезис-Антитезис-Синтез

Немецкий мыслитель Фихте заявляет о триаде как о универсальном способе познания – тезис, антитезис, синтез [8].

Субъективный дух-Объективный дух-Абсолютный дух

Триединство – характерная особенность философии Гегеля. В частности, человека философ рассматривает: 1) как индивидуума («субъективный дух»); 2) как социальное существо («объективный дух»); 3) как идею («абсолютный дух») [5].

Тело-Душа-Ум

Марк Аврелий Антоний писал: «Тело, душа, ум; телу – ощущение, душе – направление, уму – основоположение »[16, с. 20].

Бог-Отец—Бог-Сын—Бог-Дух Святой

Согласно православным христианским канонам Бог существует в трех ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой [2, Бытие гл.18, с .5; от Матфея гл.28, с. 19].

«Бытие раскрывает свое содержание и обнаруживает свое отличие, оставаясь в единстве, ибо их есть три. Такова природа бытия, первичный факт его жизни. Жизнь человека и жизнь мира есть внутренний момент мистерии триединства», – считает Бердяев [1, с. 136].

Триединство. Современность

В ХХ веке логика триединства все более проникает в науку и философию.

Триединство у Фрейда: Оно, Я, Сверх – Я

Триединство в эмпириокритицизме – живой организм, сознание, «мировая субстанция» [7].

По МакДугаллу ядро инстинкта – триединство когнитивного, аффективного и конативного.

Установка (аттитюд) Узнадзе имеет три компонента: 1) информационный; 2) эмоциональный; 3) поведенческий.

Триединство екзистенциала человеческого существования по Франклу: духовность, свобода, ответственность. [27].

По Попперу, каждый человек живет в трех мирах: в физическом мире, в мире субъективного знания и в мире коллективного знания [18].

«… Триединство буквально пронизывает всю природу. Эта свойственная природе триединство НЕ есть что-то формально-правильное, но мало кому нужное. Люди постоянно опираются на то, что при известных условиях монада и триада одно и то же », – пишет академик РАН Б. В. Раушенбах [23 с.166 – 171].

Литература:

1. Бердяев Н. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. – 480с.

2. Библия. – М.: ИЗДАНИЕ Московской Патриархии, 1979. – 1346с.

5. Гегель Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. – М.: «Мысль», 1977. – 471с.

7. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн. – М.: Высш. шк., 2005. – 781 с.

8. Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3 – е изд., Стер. – СПб .: Издательство «Лань», 2003. – 512 с.

16. Марк Аврелий Антонин. «Наедине с собой. Размышления ». – Киев – Черкассы: РИЦ «Реал»; 1993 – 147с.

18. Овчинников Н.Ф. «Карл Поппер, наш современник, философ XX века». / / Вопросы философии, 1992, № 8 С. 40 – 48.

22. Плотин Избранные трактаты в 2 – х томах, Т.1. – М.: Издательство «РМ», 1994. – 128с.

23. Раушенбах Б.В. Логика троичности. / / Вопросы философии. – 1990 – № 11. С.166 – 171.

27. Франкл В. Человек в поисках смысла: [Сборник] / Франкл В .; [пер. с англ .. и нем].-М .: Прогресс, 1990. – 368 с.

29. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.Древний мир – эпоха Просвещения / Редкол .: И.Т. Фролов и др .; Сост. П. С. Гуревич. – М.: Политиздат, 1991. – 462с.

30. Шюре Э. Великие посвященные очерк эзотеризма религий – Симферополь: Таврия, 1998, – 480с.


Слово лечит-калечит

Здоровье. Слово. Психосоматика. Исцеление

Когда древнегреческого поэта-баснописца Эзопа попросили назвать самую прекрасную и самую отвратительную вещь на свете, ответ был — Слово. Религии о Слове, здоровье, исцелении. Наука о Слове, здоровье, исцелении


© Кловацкий В. В., 2017