Развитие духовное — мониторинг
Авторы: Волошина Л. П., Маджар Н. Н., СПАННА, Полтава
Вступление
Старые идеалы в современном мире уничтожаются, новые рождаются медленно и трудно. Появилось много людей, отчаявшихся во всех идеалах и ценностях, а для некоторых совсем обесценились такие понятия как истина, красота, мудрость. Поэтому вопрос духовности сейчас, как никогда ранее, остро стоит перед всем человечеством. Духовное развитие является актуальной проблемой в эпоху информационного общества.
К сожалению, общепринятого определения понятия духовности нет. Еще к большему сожалению практически все определения имеют перекос или в религиозную, или в морально-этическую сферу.
Мы же предлагаем следующее определение духовности. Духовность – это совокупность ценностных ориентаций и представлений человека об Истине-Красоте-Мудрости.
Информация и духовность
В начале развития цивилизации, чтобы выжить в борьбе за существование, нужно было иметь крепкое физическое здоровье, развитые мышцы и быстрые ноги. Затем, когда мир раскрыл тайны атома и водорода, боролся (да и сейчас борется) за овладение энергией, и трижды был на грани новой мировой войны, важным фактором стали морально-психологические качества. Именно от них зависело будущее, потому что лишь нажатием кнопки можно уничтожить целые страны и континенты, города(как это случилось с Хиросимой и Нагасаки).
А сейчас, когда сложился некоторый ядерный паритет, ведется борьба за обладание информацией.
Идет сплошная компьютеризация, вводятся высокие технологии, которые позволяют вызвать землетрясения, климатические изменения, генные изменения, а при желании, и зомбировать население.
Сейчас, когда для многих количество лайков на их странице определяют их ценность, когда разработано огромнейшее количество манипулятивных технологий по внедрению в сознание того, что необходимо манипулятору – важнейшим фактором становится духовность человека.
В связи с развитием информационных технологий, развитием знаний о человеке, его потребности, мотивы, движущие силы появляется огромное количество манипулятивных технологий, которые работают таким образом, что человек (как ему кажется) свободно, самостоятельно, без принуждения, сознательно делает тот вывод, принимает то решение, голосует так, как это было спланировано манипулятором.
Ярким представителем и основателем таких манипулятивных технологий, по нашему мнению, был Сократ. В «Диалогах» Платона Сократ не выясняет истину. Результатом честного диалога есть выработки новой информации, нового знания на основе отдельных знаний собеседников. В «Диалогах» же собеседники Сократа всегда в конце выражают от своего имени утверждение, к которым в начале диалога Сократ имел целью их подвести.
Противостоять манипулятивниму воздействия может только человек гармонично развитый. Человек, развитый физически, морально-психологически, а главное – духовно. Духовное развитие человека, духовное обогащение общества – насущная потребность современности.
Чрезвычайно большую роль сейчас играет духовное развитие человека вообще, а в частности, и в особенности – духовное развитие подрастающего поколения. Поэтому одной из “сверхзадач” школы должны быть действия, направленные на развитие духовности учащихся.
Надежда – на духовные ценности
Человек, считаем мы, существует в трех ипостасях: Тело-Душа-Дух.
На первом этапе развития общежития людей основными задачами были удовлетворение материальных потребностей.
На втором – удовлетворение душевных потребностей, развитие и совершенствование морально-этических норм общежития людей. И они таки достигли определенного уровня – Карибский кризис был мирно разрешен, что предотвратило третью Мировую войну…
На третьем, на нынешнем этапе информационного общества, главнейшей задачей, считаем мы, является духовное развитие, развитие и удовлетворение духовных потребностей. Только духовно развитый человек сможет, и будет успешно противостоять и примитивизации, и манипулятивным воздействиям.
Надежда – на духовные ценности. Гуманистические идеалы человечества, духовность должны стать внутренним стержнем личности. Духовно развитый человек – это человек, в котором ценностные ориентации и установки гармонизированы с гуманистическими духовными ценностными ориентациями человечества.
Духовно развитый человек – это человек, для которого стремление к Истине, Красоте, Мудрости является естественной насущной потребностью.
Но для повышения эффективности работы по повышению духовности, для анализа существующего состояния и оценке нашего воздействия необходимо измерять то, что мы пытаемся менять и совершенствовать -духовность.
Поэтому нами разработана методика мониторинга духовного развития учащихся, критерии и баллы (параметры) уровней духовного развития ученика. С помощью этих параметров можно фиксировать, оценивать и анализировать уровни духовного развития школьников. Методика апробирована в средней школе №5 г. Полтавы и положительно себя зарекомендовала.
Параметры уровней духовного развития ученика
(Исходя из утверждения, что тремя ипостасями духовности являются истина, красота, мудрость).
Параметр первый – Стремление к Истине
(по учебной деятельности, самообразованию , самосовершенствованию).
Не желает учиться, заниматься самообразованием и совершенствоваться. 1 балл
Иногда проявляет желание учиться, заниматься самообразованием и совершенствоваться. 2 балла
Периодически проявляет усердие в учебе, иногда занимается самообразованием и
самосовершенствованием. 3 балла
Имеет потребность учиться. Постоянно проявляет усердие в учебе, в .самообразовани и
самосовершенствовании. 4 балла
Прилежно учится. Занимается самообразованием и самосовершенствованием. Всю свою деятельность
направляет на поиск истины и самосовершенствования. 5 баллов
Параметр второй – Стремление к Красоте.
(по эстетической деятельности, эстетическому мировосприятию и мироощущению).
Уровень эстетического мировосприятия и мироощущения очень низкий, примитивный, отсутствует. –1 балл
Уровень эстетического мировосприятия и мироощущения невысок. Иногда проявляет но не реализует
свои задатки, знания, умения, способности в эстетической деятельности. 2 балла
Уровень эстетического мировосприятия и мироощущения рядовой. Реализует некоторые свои задатки,
знания, умения, способности в эстетической деятельности. 3 балла
Имеет потребность в эстетическом мировосприятии и мироощущениях. Реализует свои задатки, знания,
умения, способности в эстетической деятельности. 4 балла
Высокий уровень эстетического мировосприятия и мироощущения. Активно участвует в творческой
эстетической деятельности. 5 баллов
Параметр третий – Стремление к Мудрости
(по наличию общечеловеческих ценностей и жеанию на их основе находить решение жизненных проблем).
Не читает литературные произведения. Не имеет представления об общечеловеческих ценностях. 1 балл
Мало читает литературные произведения. Информирован о некоторых общечеловеческих ценностях. 2 балла
Различает явления элитарной, классической и массовой поп-культуры. Читает программные литературные произведения. Имеет представление об общечеловеческих ценностях. 3 балла
Имеет потребность в чтении. Имеет глубокие представления об общечеловеческих ценностях, пытается на их основе находить решение жизненных проблем. 4 балла
Глубоко знает, понимает и принимает общечеловеческие ценности и всегда на их основе находит решение возникающих проблем. 5 баллов
Уровень духовного развития
Уровень духовного развития детей оценивают в конце каждой четверти учителя литературы по 5-ти бальной системе.
Анализируя чтение ученика, опираясь на ответы учащихся при изучении литературы, на их отношение к себе, к другим и к миру, на их умение работать над собой, восхищаться искусством, понимать культуру
человечества, учитывая их художественный вкус и духовно-ценностные ориентиры, наблюдая за учениками на школьных внеклассных мероприятиях, анализируя внешкольную деятельность ученика, педагог, руководствуясь этими параметрами, делает определенные выводы.
Кроме того, выставляя оценку, учитель проводит анкетирование и тесты, которые помогают лучше понять детей, больше о них узнать, консультируется с другими учителями гуманитарного цикла (изобразительного искусства, истории, права, музыки и других), с классным руководителем.
В результате, например, получаем :
Иванова (2+4+3):3=3 Петров (4+3+4):3=3,66 Сидоров (1+2+2):3=1,66 Кузнецов (3+4+3):3= 3,33
В приведенном примере уровень духовного развития Ивановой 3, Петрова 3,66, Сидорова 1,66, Кузнецова 3,33
Характерно, что сложив все оценки уровней духовного развития учащихся класса и поделив их на количество учеников, можно, в первом приближении, оценить духовный потенциал этого класса.
В нашем случае (если бы класс состоял только из 4 учеников): (3+3,66+ 1,66+3,33):4=2,91 – уровень духовного развития класса.
Сотрудничество учителей, родителей, учеников
Безусловно, чтобы достичь высоких результатов, необходимо работать в тесном содружестве с коллективом родителей и учеников. Желательно, оценивая духовный уровень развития ребенка, привлекать к этому процессу и самих школьников, и их семьи. Знакомя с параметрами уровней духовного развития, мы обращаем внимание семьи на проблемы духовности и самосовершенствования личности. Только в таком сотрудничестве, поборов равнодушие и бездушие, можно достичь успехов и воспитать духовно богатого человека будущего.
В конце каждой четверти оценку духовного развития дает не только учитель, но и сам ученик, и его родители. Исходя из параметров уровней духовного развития, они выставляют свою оценку.
Сравнение этих оценок – дает богатую пищу для размышлений, обсуждение – для вскрытия новой информации. И главное даже не в том, чья оценка объективнее, а в том, что предметом диалога являются ипостаси духовности – истина, красота, мудрость.
С другой стороны, эта методика также стимулирует заниматься самосовершенствованием и самих учителей, дает возможность им больше узнать об ученике, о его родителях.
А в конце учебного года можно выделять и награждать не только отличников и спортсменов, но и духовно развитых учеников – духовную элиту школы.
Послесловие
Безусловно, критерии измерения уровней духовного развития ученика, методику его оценки можно и нужно совершенствовать, но мы убеждены в том, что:
1) Нужно проводить специально организованную и контролируемую работу по измерению духовного развития учащихся – мониторинг, который будет давать толчок к следующим действиям по влиянию на то, что мы мониторим – на духовность;
2) Для этого необходимо иметь критерии измерения и проводить систематическое оценивания по этим критериям.
3) Очень важным является привлечение к измерению не только учителей, но и родителей и учеников.