Парадигма триединства как универсальный подход

Триединство

Парадигма триединства в науке о человеке

Фундаментальной идеей, которая тесно связана с идеей Любви в трех ипостасях и парадигмой триединства, есть утверждение, что человек существует в трех ипостасях: Дух, Душа, Тело.

Исходя из этого, Человека можно рассматривать как неразрывное единство трех уровней ее существования духовного, социального, биологического. Поэтому, проблемы Тела есть и проблемами Души, и проблемами Духа.

А проблемы Души (психологического состояния), Духа невозможно рассматривать, корректировать, не учитывая соответствующие ипостаси.

Особенно актуальной задачей современной психологии, на наш взгляд, является одухотворение модели человека, потому что все психическое имеет и духовный компонент: духовные чувства, духовный опыт, духовное общение, духовную деятельность и т. п.

От двумерии «психика-организм» возможно, стоит перейти к триединству «дух-душа-тело»; изучать, а при необходимости и корректировать духовный мир, духовную любовь, духовные эмоции, не только телесные и душевные потребности, но и духовные потребности, не только деятельность тела, души, но и духовное созидание; не только общение как коммуникацию, но и духовное общение; слово, язык не только как средство мышления и общения, но и духовный смысл слова, молчание

Особенно актуально это задача сейчас.

В связи с развитием информационных технологий, развитием знаний о человеке, его потребности, мотивы, движущие силы появляется огромное количество манипуляторных технологий, работают таким образом, что человек (как ей кажется) свободно, самостоятельно, без принуждения, сознательно делает тот вывод, принимает то решение, голосует так, как это было спланировано манипулятором.

Ярким представителем и основателем таких манипуляторных технологий, по нашему мнению, был Сократ.

В «Диалогах» Платона Сократ не выясняет истину [2].

Результатом честного диалога выработки новой информации, нового знания на основе отдельных знаний собеседников.

В «Диалогах» собеседники Сократа всегда в конце выражают от своего имени утверждение, к которым в начале диалога Сократ имел целью их подвести.

Вывод

Противостоять манипуляторному воздействия может только человек гармонично развитый. Человек, развитыя физически, морально-психологически, а главное духовно.

Духовное развитие человека, духовное обогащение общества насущная потребность современности.

Желанным и необходимым является также, на наш взгляд, разработка педагогами, психологами инструментария, озволяющего измерять уровни физического, морально психологического, духовного развития с целью возможной коррекции и последующей оценкой психолого педагогического воздействия [1].

* Ипостась – В качестве, в роли того, что одно без другого не сушествует.

** Горме— по У. Мак–Дугаллу: особая нематериальная сила, которая проявляется в изначально, при рождении в заданных человеку влечениях, побуждениях, стремлениях.

Литература:

1. Кловацький В.В., Горошко Т.В., Макарчук Н.О. Мониторинг морально психологического развития Психолог. 2004. С.13 18.
2. Платон. Диалоги. Перевод с Древнегреческий С.Я. Шейман Тонштейн. М.: «Мысль», 1986. 605с.