Парадигма триединства как универсальный подход

Триединство

Триединство в истории развития психологии

Или «Закон оборота по спирали в истории психологии» исходя из парадигмы триединста.

Автор Кловацкий В. В., председатель СПАННА с благодарностью посвящает эту статью талантливейшему педагогу и психологу Полтавщины – профессору Полтавского национального педагогического университета имени Короленка Моргуну Владимиру Федоровичу.

По классификации советского философа и логика, доктора философских наук,Б. М. Кедрова [1], науку можно представить как триединство естественных, социальных и философских знаний.

А современная психология размещается между социальными и философскими науками, ближе к философским.

Но всегда ли это было так?

Мы проанализировали историю развития психологии как науки [2, 3],
И взяли на себя смелость сформулировать:

Закон оборота по спирали в истории психологии.

«Развитие психологических знаний происходит по спирали с дрейфом от естественных (Е), затем к социальным (С), потом к философским (Ф) взглядам, поле этого снова к естественным …». В. Кловацкий

В. Моргуном, профессором Полтавского педагогического университета, в беседе с автором, была высказана идея, что таких оборотов возможно было много.

Триединство в психологии

Первый виток развития психологии

Е

Взгляды первобытных народов. Анимизм: все на свете имеет душу, душа-загадочная сущность, управляющая всем живым и неживым; душа приближается к воздуху, связанная с материей.

С

4-2тис.р. до н.э. Египет, Китай, Индия. Объяснение психологических явлений без опоры на сверхъестественные силы. орган психики-сердце.

Ф

1 тыс. Р. До н.э. Древняя Греция. Одухотворение материи, мир един по всему, не созданного никем.

Второй виток развития психологии

Е

0,5 тыс. Р. До н.э. Демокрит, Левкипп, Эпику. Атомизм – душа, как и все вещи, состоит из атомов.

С

0,5тис.р. до н.э. Алкмеон. Мозг – орган души. 0,4 тыс. Р. До н.э. Сократ, Анаксагор. Душа – психическая качество индивида, присущая ему как разумному существу; “Ум” как начало вещей.

Ф

0,3 тыс. Р. До н.э. Платон. Душа в своем земном существования находится в мире идей, а после смерти человека снова возвращается в сверхчувствительный мир.

Третий виток развития психологии

Е

0,3 тыс. Р. До н.э. Аристотель. Душа – способ организации тела, центральным органом души является сердце, связанное

с органами чувств и движений средством циркуляции крови. 0,2 тыс. Р. До н.э. Герофил, Еразистрат. Открытие нервов,

которые неразрывно связаны с психикой (нервы, мозг, а не тело вообще – средоточие психики).

129-199 г. К.Галена. Периферическая плевма сочетается с центральной – душа распознает телесные изменения.

С

205-270 Плотин. 354-430 Аврелий. Душа – эманация сверчувствительной сферы высшего первоначала всего сущего.

Душа-место сосредоточения знаний, ее можно узнать интроспекцией.

Ф

500-1000р. Теоцентрично ориентированая философская психология видела в человеке образ и подобие

Высшего существа – Бога.

Четвертый виток развития психологии

Е

980-1037 Авиценна. Материалистическое учение о психике; аффекты, связанные с телесными изменениями.

1126-1198 Аверроес. Направляется толкования психических процессов в материалистическое русло, связывая их с

физиологическими процессами.

С

1225-1275 Ф.Аквинский. Душа бессмертна, нематериальная, ей подчиняются ум и воля.

Ф

14-16 вв. Попытка осмысления духовного мира человека с общефилософских позиций без экспериментальной

основы.

Пятый виток развития психологии

Е

1596-1650 Р. Декарт. Человек-машина, в которой все процессы (и психические) обусловлены внешними воздействиями.

Понятие о рефлексе как ответ на внешнее воздействие. 1588- 1679 Т. Гоббс. Носитель мышления – определенным образом

организована материя. Зарождение умозрительной психологии, где душа заменяется понятиями: психика, сознание,

мышление, разум. 1632-1677 Спиноза. Сознание не существует отдельно от тела, а образует с ним определенное единство. если

тело не подвергается воздействию внешних предметов, душа никоим образом их не воспринимает. Эмоции связаны с окружающим

миром, поэтому человек не свободен от влияния окружающего мира.

С

1632-1704 Локк. Душа чистая доска, на которой записи делают внешний опыт (органы чувств) и внутренний опыт

(Разум). 1646-1716 Лейбниц. «Бессознательная психика»; учение о неантагонистические отношение бессознательного и

сознательного («перцепции» и «апперцепции»).

Ф

1770-1831 Гегель. Сознание формируется в деятельности, психология – учение о индивидуальное сознание.

Особенно рельефно закон правого оборота взглядов на предмете психологии (по спирали на все высшие новые уровни)

можно наблюдать, анализируя развитие психологических представлений от Ж. Ламерти, Д. Дидро, К. -А. Гельвеций,

П.А. Гольбах (душа – это то же тело, но рассматривать ее надо в отношении определенных функций и свойств) и до

современных взглядов.

Вывод

Вышесказанное свидетельствует, по нашему мнению, о поступательном, прогрессивном пути развития психологии как науки и продуктивности парадигмы триединства.

Литература

1.Кедров Б. М. , Классификация наук. М., 1985, С. 37-45;

2.Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии ХХ в. – Киев: Лыбидь, 2003;

3.Ярошевский М. История психологии. – М., 1996.


Тривалість психологічної допомоги

Тривалість психологічної допомоги, психотерапії

Ця тривалість залежить від:

  • Особистості клієнта.
  • Первинного запита клієнта.
  • Підходів, поглядів та концепції в психології яких дотримується психолог, психотерапевт.
Любов. Емблема СПАННА

СПАННА про Любов. Означення, аудіо, відео, тексти

Найвища цінність життя — Любов. Ми свідомо пишемо це слово з великої літери, тому що Любов це те, що вище кожного з нас та всіх інших слів у світі.

Автор — голова спілки психологів Полтави СПАННА, заслужений працівник освіти України Володимир Вікторович.


© Кловацкий В. В., 2017