Проверить физическое, душевное, духовное развитие

развитие учеников

 

Развитие морально-психологического — мониторинг

Кловацкий, Горошко, Макарчук в газете «Психолог» Кловацкий, Горошко, Макарчук в журнале «Практична психологія та практична робота» №4(85) 2006 

Кловацкий В. В.

На основе публикации автора в соавторстве с Горошко Т. В., Макарчук Н. А в газете «Психолог» №7 (103) 2004 и  в журнале «Практична психологія та практична робота» №4(85) 2006

Вступление

Под морально-психологическим здоровьем мы понимаем состояние полного душевного, социального и нравственного благополучия, а не только отсутствие комплексов, болезней.

Или, что то же, только иными словами – под морально-психологическим здоровьем мы понимаем состояние, при котором внутренние психологические (душевные) процессы в человеке гармонизированы между собой и с информацией, поступающей из внешней среды (природы, общества, духовной сферы).

Критерий «благополучия», «гармонизации» – адекватность (количественная и качественная) реагирования.

Измеряя в школе физический, морально-психологический и духовное развитие учащихся  в конце каждой четверти, мы получаем “треугольник здоровья” ученика.  (См. Статью Кловацького В. В. “Модель учебного заведения «Школа здоровья “)

Разработка параметров

На сегодня в психологии нет единой обще определенной точки зрения на теорию характера и практику его диагностики.

Это побудило нас разработать четкие параметры морально-психологического развития ребенка. Мы опирались на общеизвестную и широко применяемую “Методику личностной диагностики по Т. Лири в модификации Л. Собчик “.

Но

А) Вместо 8 основных типов отношений к окружающим нами предложены соответствующие 8 основных черт характера (8 параметров)

авторитарного (властно-лидирующего) – Лидерство (I)

эгоистичного (независимо-доминирующего) – Уверенность (II)

агрессивного (прямолинейно-агрессивного) – Требовательность (III)

подозрительного (недоверчиво-скептического) – Настойчивость (IV )

подчиняемого (покорно-застенчивого) –Уступчивость(V)

зависимого (зависимо-послушного) – Доверчивость (VI)

дружелюбного (сотрудничающее-конвенциальное) – Эмпатийность (VII)

альтруистического (ответственно-великодушного) – Чистосердечность ( VIII)

Б) Использована диагностическая идея «центра окружности» как показатель гармоничного развития.

Описание методики 

 

Уровни (Столбец «У») и оценка в баллах (Столбец «Б») развития черт (параметров) характера представлены ниже в таблице «Параметры мониторинга морально-психологического развития ученика»

Человек в своем развитии поднимаясь по ступенькам развития определенной черты  характера (9 уровней развития, 5 уровень – идеальное развитие), достигнув вершины (5) часто ее проскакивает и оказывается на ступеньке, что ведет не вверх ( к совершенству), а вниз ( к избыточности), не к идеалу, а от него (рис. 1)

Рис. 1. Идеальное развитие (5 ступень)

Развитие К и От идеала
1-4 К идеалу
От идеала 6-9

Методика 

В первом приближении оценку (от 1 до 5) морально-психологического развития ученика(ОМПРУ) выставляет классный руководитель по столбцу «Б»

Таблицы “Параметры мониторинга морально-психологического развития ученика” (см. Таблицу).

Оценивание происходит по 8-и параметрам.

Классный руководитель выбирает то проявление, которое, наиболее соответствует этому ученику и производит оценивание этой черты характера в баллах по столбцу «Б».

Оптимальный вариант развития определенной черты характера оценивается в 5 баллов и  в перечне проявлений стоит на 5-м месте (посередине).

Удаления от середины (5) вниз или вверх в пределах параметра означает снижение гармоничности развития данной черты характера.

Общая оценка морально-психологического развития ученика (ОМПРУ) выводится как  среднее арифметическое оценок по всем 8 параметрам.

Сложив все (ОМПРУ), выставленные учителем, и разделив их на количество этих оценок,можно в первом приближении оценить морально-психологический развитие коллектива (ОМПРК) и на основании этого принимать определенные решения относительно дальнейшей работы с этим коллективом.

Работа психолога

Профиль личности

Кроме того, предлагаемая методика дает возможность школьному психологу проводитьболее глубокую и детальную диагностику, выявлять «Профиль личности»

Каждый параметр – это определенная черта характера, которая имеет 9 уровней проявлений. Столбец «У» Таблицы который показывает меру проявления этого параметра, используется при построении «Профиля личности».

Параметры морально-психологического развития построены по принципу взаимодополнения  и взаимоисключение. Они объединены в диады, и гармония личности в целом зависит от соотношения ступеней выраженности качеств в каждой из 4-х диад.

Качества будто уравновешивают друг друга:

Лидерство – Уступчивость (I-V),

Уверенность – Доверчивость (II – VI),

Требовательность – Эмпатийность (III – VII),

Настойчивость – Чистосердечность IV – VIII).

Первичным этапом оценки гармоничности морально-психологического развития ребенка является сопоставление его ОМПРУ с правильным многоугольником, который по форме приближается к кругу, и находится в “золотой” середине.

Профиль – А

Гармоничное развитие
Профиль гармонично развитой личности.

Чем больше отклонение от “правильности” многоугольника, тем менее гармоничным является развитие ребенка.

Такой ученик нуждается в коррекции и самокоррекции. Крайние варианты дисгармонии представлены ниже:

2profilB int
Профиль В
Профиль С

Профиль В – человек направлена только на себя, другие – “инструмент” для удовлетворения его нужд;

Профиль С – человек слишком зависит от других людей.

Созидающая коррекция

Рекомендации по коррекции можно спланировать на основании анализа степени выраженности определенных качеств, составляющих диаду. Воспользуемся для примера профилем личности D, чтобы показать возможность влияния на соответствующие качества.


Так, возможным путем коррекции морально-психологического развития личности с D-профилем является работа над качествами I – V, III – VII и IV – VIII.

Мы предлагаем созидающую коррекцию. То есть, чрезмерное стремление быть лидером необходимо не разрушать, а постепенно уравновешивать формированием уступчивости, чрезмерную требовательность – эмпатийностью, чрезмерную настойчивость – отзывчивостью, душевностью.

Результатом такого воздействия должна быть «эффект одеяла» при котором профиль D постепенно трансформируется в профиль D “, что является более гармоничным.

Трансформация профиля D в профиль D “

4 трансформация развития
Профиль D Профиль D “

Это достигается постепенным переходом с одной ступени на другую в пределах параметра, что временно компенсирует дисбаланс, а затем балансирует, гармонизирует профиль личности.

Еще пример.

Ребенок, который имеет уровни проявления 8 по первому параметру и 2 по пятому параметру (рис. 2) одинаково удален от “идеальной” 5 ступени в своем морально-психологическом развитии. (Крайности 1 и 9 одинаково негармоничны, провоцируют осложнения характера и поведения и поэтому нуждаются в коррекции в пределах диады).

6ris  развитие — прямая коррекция
Рис. 2

Прямая и Косвенная коррекция 

7ris3 развитие — косвенная коррекция
Рис. 3

Акцент на позитив

Цель коррекционного воздействия – направить развитие в нужном направлении, переориентировав его. Взаимосвязь между параметрами в пределах диады (рис. 3) позволяет корректировать то качество, выраженная недостаточно, так как «наработать» часто легче, чем отказаться от наработанного.

Это позволяет работать в позитиве, не отрицая наличие «развитого» качества, не указывая на ее недостаток, а демонстрируя имеющийся дисбаланс.

Идти «к идеалу» по лестнице развития качества.

Мы будто предлагаем человеку приобрести еще что-то дополнительно, чего не хватает для гармонии.

Так, если сравнить рис. 3 и 2, можно увидеть схему перемещения по ступеньками в пределах V-го параметра как результат безболезненной положительной коррекции – с ступени «Неуступчивости» человек через ступеньку «часто покладистый» достигает ступеньки «Иногда покладистый» (2-3-4).

Это так называемая прямая коррекция (прямая линия на рис.3).

Косвенная “вынуждена” коррекция (зеленая лента на рис. 3) обусловлена внутренней связью между параметрами в пределах диады.

Человек, работая над собственной уступчивостью, не только приближается к «идеалу» в рамках V-го параметра, а также осуществляет самокоррекции чрезмерного стремление руководить.

Таким образом, мы, работая с недостаточно выраженной качеством, преодолевая ступеньки на пути к “идеалу” в рамках одного из параметров, что разворачиваем человека лицом к “идеалу” и в пределах диады, то есть коррекционный влияние на один из
параметров диады за «эффектом одеяла» приводит к самокоррекции и другого параметра, к гармонизации морально-психологического развития ребенка.

Социальный аспект

Перспективой с точки зрения психологического сопровождения, на наш взгляд, является работа с профилем класса, соответствие морально-психологического профиля отдельного ученика морально-психологичному профилю коллектива и в дальнейшем – коррекционная работа с учеником и классом в целом.

С целью углубленного анализа морально-психологического развития отдельного ребенка и классного коллектива в целом целесообразен также вариант взаимооценивания в пределах референтных групп.

Цель работы с параметрами – повышение общей психологической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение внимания к неоднозначности в оценке ребенка (уход от практики восприятия ребенка через призму ее успеваемости по учебным дисциплинам), работа над осознанием того что кроме умственного и физического, для ученика важно еще и морально-психологическое развитие, на который тоже необходимо влиять, а значит, измерять в динамике.

Важной, с нашей точки зрения, является и сама непосредственная работа с параметрами (в форме анализа или
самоанализа).

В наше время глобального взаимодействия человека с обществом очень актуальна проблема нахождения своего места в этом обществе, мире.

Для этого надо знать себя, свои возможности, уметь правильно оценить себя, использовать свои положительные
качества.

Возникает необходимость воспринимать мнение других, понять их позицию, точно оценить ситуацию, свои возможности.

Правильная самооценка и умение воспринимать мнение других о себе или определенной ситуации является залогом взаимопонимания и улучшения процесса взаимодействия. Конечно с адекватной самооценкой и толерантностью к мнению других человек не рождается.

Это достигается путем постоянных упражнений над собой.

Собственно, систематическое самооценки и сравнение своих данных с данными других людей позволяет со временем все больше объективизировать самооценку ученика и оценку ребенка родителями и учителями.

Послесловие

Конечно, критерии измерения уровней морально-психологического развития ученика, методику оценки можно и нужно совершенствовать, но мы убеждены в том, что:

1) Нужно проводить специально организованную и контролируемую работу по морально- психологическом развитии учащихся;

2) Для этого необходимо иметь параметры измерения и проводить систематическое оценивания по соответствующим параметрам. Такой мониторинг даст толчок к следующим действиям и возможность влиять на определенное качество.

3) Очень важным является привлечение к оценке не только учителей, но и родителей, и учеников.

 

Таблица

Параметры мониторинга морально-психологического развития ученика

развитие морально-психологическое