Что такое Любовь. Ответ психологов СПАННА

Что такое любовь

В психологии строгого научного определения понятию «Любовь» не было. В статье делается попытка это сделать.

Авторский перевод статьи «Триєдність. Любов. Людина» в рубрике «Научные исследования» газеты «Психолог» № 4 2011 год

Кловацкого В.В. председателя СПАННА, Полтава

Вводится в психологическую терминологию важнейшее (на взгляд автора) словосочетание — «влечение от себя к …

Делаются выводы: есть инстинкт приобретения (по Мак Дугаллу), который является проявлением гормичного стремления привлечения «к себя чего-то», то есть объекта к себе, а есть и такое явление, как «влечение от себя к …». Здесь человек вырывается за пределы своего «Я», растворяется в объекте и … приобретает себя обновлённого.

Исследуется и дается определение понятию «Любовь».

Любовь это – гормичное «влечение от себя к …» с целью физического, платонического и духовного слияния с объектом любви, что порождает у человека ощущения приобретения себя обновленного, счастья и найденного смысла жизни.

Любовь


Термин «любовь» присутствует во всех развитых языках мира, очевидно, потому, что имеет общечеловеческое значение. Но общепринятого определения это понятие не имеет.

Правда, существует Викицитатник …


В нем приводятся цитаты из прозы, поэзии, пословиц и поговорок. И это прекрасно, что он есть, но это все-таки литературно-художественные высказывания.

Проблема с определениями в психологии

Большинство психологов в своем понятийном тезаурусе или вообще не имеют такого слова, или употребляют его в очень ограниченной трактовке.

Первушина вспоминает понятие «любовь» только в связи с иерархией мотивов [19], Братусь — только в связи с Сеченовым [3], Лурия — только в связи с Галлем [11], Реан — только в связи с Франклом и Фроммом [24].

В учебниках по психологии Любовь трактуют как одно из нравственных чувств [13], как одно из устойчивых чувств, характеризующий эмоциональную сферу «особенно в юношеском возрасте» [20, с. 333], как «вершину интимности человека» [17, с. 604].

Узнадзе трактует любовь как эмоциональное переживание в разделе «Относительная примитивность эмоциональных переживаний» [26].

В то же время практически все произведения искусства, большинство разговоров людей — о любви. Любовь является причиной взлетов, свершений, героических поступков человека, его ощущения счастья …

Пренебрежительное отношение к любовным проблемам грозит потенциальности личности как отмечает И. П. Маноха, [15] несчастьем в личной жизни, и поэтому метр украинской психологии С. Д. Максименко четвертую главу своей монографии «Личность начинается с любви» посвящает Любви [14].

В Библии говорится: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» [2, от Иоанна гл.4, с.8].

Философы о любви

Древние

Метко замечает об истинной ценность любви Платон в своей работе «Пир», где он говорит, что люди совсем не осознают истинной силы любви, потому что, если бы они понимали ее, они бы строили ей величественные храмы и алтари и приносили величественные жертвы.

Дэвид Юм говорил: «Любовь есть не что иное, как желание счастья другому человеку».

Представители религиозного экзистенциализма (М. Бубер, Г. Марсель) говорят о любви как о переходе из мира «оно» в мир «ты», от безличностного «иметь» к личному «быть».

Древние индусы (интуитивно находясь на позиции триединства!) утверждали, что любовь — это и влечение тела — страсть, и желание духа — дружба, и влечение ума — уважение, и они не могут быть отделены друг от друга.

Древние греки выделяли такие типы любви: эрос — любовь-влечение, страстное чувство, стихийная и страстная жажда обладания любимым существом; сторге — любовь-дружба, нежность, привязанность; филиа — любовь, обусловлена социальными связями и обязанностями; агапе — жертвенная любовь, потребность в самоотдаче, желание любящего раствориться в любимом.

Современность

Любовь по И. М. Сеченова это: 1) любовь владения, 2) любовь платоническая (увидеть, потрогать) 3) любовь семейная, нежность [4, с. 143].

Соловьев определяет любовь как поезд одушевленной существа к другому для соединения с ним и взаимного наполнения жизни.

Цель любви заключается в воссоединении людей, а среди них и всего сотворенного.

Любовь, по мнению В. Соловьева, должна осуществить тройное воссоединение: 1) восстановить индивидуальную человека, воссоединив ее с ее естественным дополнением — женщиной; 2) восстановить общественную человека, присоединив ее к обществу — прочно и надежно соединив их, 3) восстановить универсального человека, воссоединив ее внутренний мир с внешним миром [25].

К. С. Льюис, английский философ, выделяет следующие формы проявления любви, как: 1) «любовь-потребность», привязанность; 2) «любовь оценочная», влюбленность; 3) «любовь-дар», основанная на желании и создании блага другому, милосердия [12].

Р. Стернберг в своей концепции рассматривает три базовых компонента любви (интимность, страсть и преданность), на основании которых определяются возможные индивидуальные стили любовных отношений: любовь-страсть, любовь-дружба и любовь-обязательства. При этом считается идеальной совершенная любовь — сочетание всех трех компонентов.

С. Рубин выделил следующие факторы, которые являются основой для классификации типов любви: 1) интимность; 2) расположение; 3) забота.

Е. Фромм дает следующее определение: «Любовь — это активная сила в человеке, сила, валит стены, отделяющей человека от его ближних; которая объединяет любящего с другими. Любовь помогает человеку преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет любящему оставаться самой собой, сохранять свою целостность» [28, с.47].

Физиологи, антропологи, сексологи о люви

Феномен зарождения любви некоторые физиологи объясняют действием феромонов — особых веществ, которые выделяются человеком для привлечения противоположного пола, они почти не имеют запаха, но, действуя на определенные рецепторы, способные вызвать глубокие эмоции и сексуальные желания.

Антрополог университета Ратджерса Хелен Фишер считает, что различные нейрохимические вещества влияют на три стадии в развитии отношений между мужчиной и женщиной. Так, за физическое влечение отвечают соответствующие гормоны, за страстную влюбленность — дофамин. Он производится вентральной сегментальной областью мозга, это естественный стимулятор, который, действуя на разные части мозга, вызывает эйфорию, ведет к бессоннице, потере аппетита и приливу эмоций. А длительные, устойчивые отношения, которые Фишер характеризует как привязанность, формируются за счет серотонина и гормонов типа окситоцина. Другие антропологи считают, что все дело в контакте глаз, инстинкте, что осталось нам в наследство от животных. В них пристальный взгляд приводит в боевую готовность тот участок мозга, который отвечает за побуждение — приблизиться или удалиться.

Психоаналитики считают, что первая и самая глубокая любовь происходит в раннем детстве — к родителям противоположного пола. И потом всю жизнь женщины ищут в другом мужчине своего отца, а мужчины — свою мать.

Американский сексолог Джон Мани ввел термин «топография любви». Согласно «топографического подхода», который похож на предыдущий, женщина (мужчина) бессознательно всю жизнь ищет не обязательно «отца» (мать), а того, кто впервые произвел яркое впечатление.

Мистическое объяснение возникновения любви в том, что те, которые не решили свой «кармический узел» в предыдущей жизни, обязательно ищут друг друга в новой жизни.

СПАННА о Любви

Исходя из парадигмы триединства и разделяя взгляды Пифагора, Канта, Марка Аврелия Антония на природу человека, считаем, что ипостасями Любви являются: Любовь Телесная, Любовь Платоническая, Любовь Духовная.

Любовь Телесная — это эрос, людус, «любовь-владения» по Сеченову, восстановление индивидуального человека по Соловьеву, «интимность» по Рубину, «любовь-страсть» по Стернбергу, «любовь-потребность» по Льюису, «страсть» согласно взглядам древних индусов.

Любовь Платоническая (или любовь Душевная или любовь морально-психологическая) — это филиа, сторге, прагма, «платоническая» по Сеченову, восстановления общественного человека по Соловьеву, «привязанность» по Рубину, «любовь-дружба» по Стернбергу, «любовь оценочная »по Льюису,«дружба »согласно взглядам древних индусов.

Любовь Духовная — это мания, агапе, «семейная» по Сеченову, восстановление универсального человека по Соловьеву, «забота» по Рубину, «любовь-обязательства» по Стернбергу, «любовь-дар» по Льюису, «уважение» согласно взглядам древних индусов.

На наш взгляд, именно идею Любви, которая существует в трех ипостасях (Телесная, Платоническая Духовная), следует применять как главную, когда мы пытаемся описывать, объяснять, корректировать действия человека.

Успехи фрейдизма, который разработал идею Любви телесной, общеизвестны, но это только одна ипостась Любви!

Наше определение Любви

Освещая тему «Фундаментальные потребности, производство потребностей», гениальный А. Н. Леонтьев странным и особенно важным называет «комплекс оживления» ребенка. Алексей Николаевич подчеркивает его принципиальное отличие от всех других потребностей. Все другие направленны на присвоение из внешнего мира еды, воды, тепла, внимания и заботы другого человека и т.д. А комплекс оживления (появляется у ребенка уже в первый месяц после рождения) замечателен противоположным направлением потребности, это «стремление к…», это «обращенность к…» другому человеку.

Абстрагируясь от возраста и обобщая (потому что в современной психологии словосочетание «комплекс оживления» применяется только в детской психологии), отталкиваясь от идеи А. Н. Леонтьева позволим себе ввести психологическую терминологию важнейшее (на наш взгляд) словосочетание — «влечение от себя к …».

И далее А. Н. Леонтьев, одобрительно оценивая статью коллеги, рассуждает: «И появляется на сцене любовь. Это термин, понятие. Интересно? Интересно!». Это понятие, по Леонтьеву, «… содержит в себе какую-то большую, а не натуралистическую в упрощенном смысле этого слова правду, а какую-то правду большую. Настоящую, которая позволяет понять очень многое такое, что кажется противоречивым и непонятным» [10, с. 419].

В. Франкл пишет «Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что НЕ является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служения делу или любви к второму человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой» [27, с. 28].

Выводы

Вышеуказанное позволяет нам сделать следующие выводы: есть инстинкт приобретения (по МакДугаллу), который является проявлением гормичного стремления привлечения «к себя чего-то», то есть объекта к себе, а есть и такое явление, как «влечение от себя к …» Здесь человек вырывается за пределы своего «Я», растворяется в объекте и … приобретает себя обновлённого.

Как писал Гегель: «Истинная сущность любви состоит в том, чтоб отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновение и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собой» [6, с. 107].

«Единственный путь полного знания — это акт любви: этот акт выходит за пределы мысли, выходит, за пределы слова. Это «Смелое погружение в переживание единства», — пишет Е. Фромм [28 с.47].

Определение

В связи с вышеизложенным, позволим себе дать такое определение:

Любовь это – гормичное «влечение от себя к …» с целью физического, платонического и духовного слияния с объектом любви, что порождает у человека ощущения приобретения себя обновленного, счастья и найденного смысла жизни.

И, соглашаясь с высказыванием Фромма — «Конечным следствием психологии является любовь» [28, с. 47], считаем, что при работе психолога с клиентом необходимо оперировать как одним из основных, именно понятием «Любовь».

Литература:
  1. Бердяев Н. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994
  2. Библия. – М.: ИЗДАНИЕ Московской Патриархии, 1979
  3. Братусь Б. С. Общая психология в семи томах. М.: «Академия», 2005
  4. Василев С. Психология любви. М.: Интерпринт, 1992
  5. Гегель Энциклопедия философских наук. Т.3. М.: «Мысль», 1977
  6. Гегель, Сочинения, том 13, М., 1940, с.107).
  7. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: Высшая школа, 2005
  8. Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов: Учебник / Издательство «Лань», 2003. – 512 с.
  9. Кловацький В.В., Горошко Т.В., Макарчук Н.О. Мониторинг морально-психологического развития / / Психолог- 2004. № 7
  10. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологи: Учебное пособие для студентов вузов» – М.: Смысл;М.: КГУ, 2005. – 512с.
  11. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
  12. Льюис К.С. Просто христианство. Любовь: сборник произведений Т.1 / М.: «Виноград», 1998. – 304с.
  13. Маклаков А.Г. «Общая психология», Питер, 2004. – 583с.
  14. Максименко С.Д. Личность начинается с любви // – М .: ООО «КММ», 2006. – С. 69-86).
  15. Маноха И.П. Психология сокровенного «Я».- М. : Полиграфкнига, 2001. – 448 с.
  16. Марк Аврелий Антонин. «Наедине с собой. Размышления ». – Киев — Черкассы: РИЦ «Реал»; 1993
  17. Немов Р.С. «Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений» – М. 2000
  18. Овчинников Н.Ф. «Карл Поппер, наш современник, философ XX века»./ / Вопросы философии, 1992, № 8
  19. Первушина О.Н. Общая психология: методические указания.- Новосибирск: НГУ, 1996
  20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студентов педагогических учебных заведений. М. 2001
  21. Платон. Диалоги. Перевод с древнегреческого С.Я. Шейман – Тонштейн. М.: «Мысль», 1986
  22. Плотин Избранные трактаты в 2 – х томах, Т.1.- М.: Издательство «РМ», 1994
  23. Раушенбах Б.В. Логика Триединства./ / Вопросы философии.- 1990 – № 11
  24. Реан А.А., Бордовских Н.В., Розум С.И. «Психология и педагогика».- Питер, 2000
  25. Соловьев В. С. Сочинения: Философская публицистика: в 2 т. /В. С. Соловьев. – М.: Правда, 1989.
  26. Узнадзе Д.Н.Общая психология / Пер.с грузинского Е. Ш. Чомахидзе – М.: Смысл; СПб. : Питер, 2004
  27. Франкл В. Человек в поисках смысла: [Сборник] / Франкл В. -М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
  28. Фромм Э. «Искусство любви».- М.: Знание, 1990. – 164с.
  29. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – М.: Политиздат, 1991
  30. Шюре Э. Великие посвящённые очерк эзотеризма религий — Симферополь: Таврия, 1998, – 480с.

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *