Триединство. Любовь. Человек.

 

(авторский перевод статьи «Триєдність. Любов. Людина» опубликованной в рубрике

«Научные публикации» в газете «Психолог» № 4, 2011год.)

 

        

 

Парадигма триединства

 

Идея триединства богов - одна из самых распространенных в мифологии и религии.

 

Идею Абсолюта в трех взаимодополняющих формах находим еще в древнеиндийском духовном

концепте Тримурти (санскр. - "Три формы»). В нем говорится о создании, сохранении и

разрушения мира тремя верховными божествами - Брахмой, Вишну и Шивой, а человеческое

поведение рассматривалось как единство трех компонентов: воли, чувства, знаний.

 

По Пифагору, Мир - триединый, как человек, состоит из трех элементов: тела, души, духа - так и

Вселенная состоит из трех концентрических сфер: мира природного, мира человеческого и мира

божественного. Таким образом, триада, или закон троичности, является общим законом и ключом

жизни [30].

 

Согласно учению Платона, человеческая душа состоит из триады, трех частей. Первая

инстинктивно-аффективная, вторая эмоционально-волевая, третья идеально - умственная [29].

 

Отметим, что вместо греческого «триады» в христианстве появляется термин «триединство»,

что подчеркивает единство трех ипостасей. Этот термин появляется в парадоксальном богословии

Тертуллиана и начинает использоваться со второго века н. эры.

 

Один из трактатов Плотина называется «О трёх первичных началах, или субстанциях» [22].

Кант считал, что человек создан таким образом: 1) возбуждение и впечатления воспринимает с

помощью тела 2) понятие отражает в душе; 3) воспроизводятся и связываются возбуждения,

впечатление, понятие - мышлением [8].

 

Немецкий мыслитель Фихте заявляет о триаде как о универсальном способе познания - тезис,

антитезис, синтез [8].

 

Триединство - характерная особенность философии Гегеля. В частности, человека философ

рассматривает: 1) как индивидуума ( «субъективный дух»); 2) как социальное существо

( «объективный дух»); 3) как идею ( «абсолютный дух») [5].

 

Марк Аврелий Антоний писал: «Тело, душа, ум; телу - ощущение, душе - направление, уму -

основоположение »[16, с. 20].

 

«Бытие раскрывает свое содержание и обнаруживает свое отличие, оставаясь в единстве, ибо их

есть три. Такова природа бытия, первичный факт его жизни. Жизнь человека и жизнь мира есть

внутренний момент мистерии триединства », - считает Бердяев [1, с. 136].

 

Триединство у Фрейда: Оно, Я, Сверх - Я.

 

Психологи Полтави Сп Анна

dopomoga_226_290.jpg

Досвід Сп Анна Полтави в ЗМІ