Воспитание - искусство? Наука!


(на основе публикации автора в газете «Завуч» №36(330) 2007 год)


Словосочетание "искусство воспитания" в научной, методической и художественной

литературе встречается часто, практически всегда, когда речь идет о воспитании.

Мы же предлагаем принципиально новый, научный подход к этому понятию.

Наши теоретические открытия проверенны практикой воспитательной работы

школы № г. Полтавы.

 

Результат же воспитательной системы этой школы:

  • за последние 10 лет ученики школы не совершили ни одного правонарушения;
  • ученики школы являются постоянными победителями различных конкурсов, соревнований;
  • хореографический коллектив школы "Миллениум" получил звание «Народного» и знаменит не только в Полтаве, но и в Украине;
  • по результатам рейтинга управлением образования г. Полтавы специализированная школа №5 заняла 2 место в городе.

 

Новизна нашего подхода заключается в следующем:

  1.  Авторское определение понятия "Воспитание".
    "Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на физическое, морально-психологическое, духовное развитие.»
  2. Идея мониторинга воспитания. Убеждены, что для повышения эффективности педагогической деятельности, для анализа состояния и выводов относительно эффективности того или иного влияния, необходимо количественно оценивать то, на что мы пытаемся влиять, и то, что хотим менять. Для того, чтобы любой процесс, в частности воспитания, был научно управляемым, нужно, чтобы он не только опирался на определенные закономерности, но имел количественный аппарат измерения того, на что он пытается повлиять.
  3. Нами предложены продуктивные (на наш взгляд) определения физического, морально-психологического, духовного развития. И рассмотрение их как трех ипостасей гармонично развитого, воспитанного человека.
    Идеальное физическое развитие мы понимаем как состояние, при котором физико-химические процессы человека гармонизированы между собой, а также с процессами и параметрами внешней среды.
    Идеальное морально-психологическое развитие, на наш взгляд, - это состояние, при котором психические процессы человека гармонизированы между собой, а также с морально-психологическими параметрами и нормами социума (окружающей человеческой среды).
    Идеальное духовное развитие, с нашей точки зрения, - это состояние, при котором ценностные ориентации и установки человека гармонизированы с гуманистическими ценностными ориентациями и мировоззренческими идеями человечества.
  4. Предложен метод количественного измерения физического, морально-психологического и духовного развития. Нами разработаны параметры для этих измерений и методика их осуществления.
  5. Предложено к измерению уровней физического, морально-психологического и духовного развития привлекать детей и родителей. Это необходимо по нескольким причинам. Мы обращаем внимание учащихся, родителей на существование проблемы; знакомим учеников, родителей с параметрами оценки (тем самым выполняем просветительскую миссию). А на основании оценок, которые дают ученики, родители, мы делаем вывод об их развитии, а возможно, и узнаем новое о ребенке, корректируем свою оценку.
  6. Проведение каждой четверти мониторинга воспитанности учащихся.
  7. Выдвинута идея оценки состояния воспитанности классного коллектива и на основании этой оценки планирования работы классного руководителя.
    Состояние воспитанности классного коллектива, в первом приближении, на наш взгляд, можно оценить средним значением оценки уровня развития учащихся класса (физического, морально-психологического, духовного).
  8. Выдвинутая идея сравнения воспитанности ученика с уровнем воспитанности классного коллектива, и на основании этого делается вывод о состоянии комфортности ученика в классе и планирования работы классного руководителя.

 

Мониторинг воспитанности осуществляется в конце каждой четверти.

 

Мониторинг физического развития. Проводит учитель физвоспитания на основе

разработанной нами методики. Оценка выставляется от 1 (низкий уровень) до

5 (высокий уровень).

 

Мониторинг морально-психологического развития. На сегодня в психологии нет единой

общепринятой определенной точки зрения на теорию характера и практику его диагностики.

Это побудило нас разработать четкие параметры морально-психологического развития ребенка

и методику его измерения (на основе общеизвестной и широко применяемой "Методики

личностной диагностики по Т. Лири")

(Подробнее см. Газету "Психолог" №7 (103) Февраль 20004р. В. Кловацький, Т. Горошко,

Н. Макарчик "Мониторинг морально-психологического развития»).

 

Мониторинг духовного развития учащихся оценивают учителя литературы на основе

разработанных нами методики. Основой для нее стали общие критерии оценки знаний

учащихся по гуманитарным предметам, утвержденных Приказом Министерства образования

и науки Украины и Академии педагогических наук Украины 04. 09. 2000г. №428 / 48.

 

Безусловно, критерии измерения уровней физического, морально-психологического,

духовного развития ученика, методику оценки можно и нужно совершенствовать.

Возможно, можно дать и другое определение воспитания ...

Но мы абсолютно убеждены в том, что:


1. Для повышения эффективности воспитательной работы, для анализа воспитательного

воздействия необходимо измерять то, что мы пытаемся менять и совершенствовать

(воспитанность).


2. Необходимо специально организованная и количественно контролируемая работа по

физическому, морально-психологическому и духовному развитию ученика.

Мониторинг воспитания - актуальная проблема современности.

3. К мониторингу воспитания необходимо привлекать не только учителей, но и самих

учащихся и их родителей.

 

  

Психологи Полтави Сп Анна

dopomoga_226_290.jpg

Досвід Сп Анна Полтави в ЗМІ