Три ипостаси Человека

 


Три ипостаси Человека.

 

Автор В.В. Кловацкий


(на основе статьи автора в газете «Психолог» № 4 январь 2011г)

 

          Фундаментальной идеей, которая тесно связана с парадигмой триединства, есть

утверждение, что человек существует в трех ипостасях *: Дух, Душа, Тело.


[ http://spanna.pl.ua/index.php/biblioteka-sp-anna/rozrobki-sp-anna/154-paradigma-triedinstva,1, 2, 5, 7, 8, 16, 18, 22, 23, 27, 29, 30]

 


          Исходя из этого, Человека можно рассматривать как неразрывное единство его духовного,

социального, биологического существования.

          Поэтому проблемы Тела человека (болезни) - неразрывно связаны с его душевным и

духовным развитием

          А проблемы душевного (морально - психологического), духовного (гормического**

стремления Человека к Истине, Красоте, Мудрости) развития необходимо рассматривать,

корректировать, учитывая другие соответствующие ипостаси.


          Актуальной задачей современной психологии, на наш взгляд, является одухотворение

психологии, потому что все психическое имеет и духовный компонент: духовные чувства,

духовный опыт, духовное общение, духовную деятельность и т. п.

          От традиционной двумерии «Тело - Психика» в психологии представляется необходимым

перейти к триединству «Тело-Душа(психика)-Дух».

 

При работе с клиентом психологу следует не только изучать, но и, при необходимости,

корректировать деструктивные установки, когнитивные карты и т.д и т.п., а также духовный

мир, духовную любовь, духовные эмоции клиента.

 

         Изучать, а при необходимости и корректировать, не только:

а) телесные и душевные, но и духовные потребности;

б) деятельность тела, души, но и духовное творчество;

в) общение как коммуникацию, но и духовное общение;

г) слово, язык как средство мышления и общения, но и духовный смысл слова, молчание ...

     

          Особенно актуальна это задача сейчас. В связи с развитием информационных технологий,

развитием знаний о человеке, его потребностях, мотивах, движущих силах, появляется

огромное количество манипулятивных технологий. Они работают таким образом, что человек

(как ему кажется) свободно, самостоятельно, без принуждения, сознательно делает тот вывод,

принимает то решение, голосует так, как это было изначально спланировано манипулятором.

          Ярким представителем и основателем таких манипулятивных технологий, по нашему

мнению, был Сократ. В «Диалогах» Платона Сократ не выясняет истину [21]. Результатом

честного диалога есть созидание новой информации, нового знания на основе отдельных

знаний собеседников. В «Диалогах» же собеседники Сократа всегда в конце диспута выражают

от своего имени утверждение, к которому в начале диалога Сократ имел целью их подвести.

          Противостоять манипулятивному воздействию может только человек гармонично

развитый. Человек, развитый физически, морально-психологически, и, конечно, - духовно.

Духовное развитие человека, духовное обогащение общества - насущная потребность

современности.

          Желанным и необходимым является также, на наш взгляд, разработка инструментария,

позволяющего измерять уровни физического, морально - психологического, духовного

развития с целью возможной коррекции и последующей оценкой результативности психолого -

педагогического воздействия [9].

 


* Ипостась - по Ожегову: В качестве, в роли.

** Горме— по У. Мак–Дугаллу: особая нематериальная сила, которая проявляется в изначально,

при рождении в заданных человеку влечениях, побуждениях, стремлениях.

 


Литература:

1. Бердяєв Н. Философия свободного духа. М. : Республика, 1994. — 480с.
2. Библия. Москва. Издательство Московской Патриархии, 1979. — 1346с.
5. Гегель Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. — М. : «Мысль», 1977. — 471с.
7. Зотов А.Ф. Современная западная философия : Учебн. — М. : Высш. шк., 2005. — 781 с.
8. Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов : Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3 – е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 512 с.
9. Кловацький В.В., Горошко Т.В., Макарчук Н.О. Моніторинг морально – психологічного розвитку / / Психолог. — 2004. — № — С.13 — 18.
16. Марк Аврелий Антонин. « Наедине с собой. Размышления». — Киев — Черкассы : РИЦ «Реал»; 1993 — 147с.
18. Овчинников Н.Ф. «Карл Поппер, наш современник, философ XX века». / / Вопросы философии, 1992, № 8 С. 40 — 48.
21. Платон. Диалоги. Перевод с Древнегреческого С.Я. Шейман — Тонштейн. М. : «Мысль», 1986. — 605с.
22. Плотин Избранные трактаты в 2 – х томах, Т.1. — М. : Издательство «РМ», 1994. — 128с.
23. Раушенбах Б.В.Логика триединства. / / Вопросы философии. — 1990 — № 11. С.166 — 171.
27. Франкл В. Человек в поисках смысла: [Сборник] / Франкл В.; [пер. С англ.. и нем]. —М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
29. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Редкол.: И.Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. — М. : Политиздат, 1991. — 462с.
30. Шюре Э. Великие посвященные очерк эзотеризма религий — Симферополь: Таврия, 1998, — 480с.

Психологи Полтави Сп Анна

dopomoga_226_290.jpg

Досвід Сп Анна Полтави в ЗМІ