Мониторинг морально-психологического развития учеников.

 

Кловацкий В. В. 

 

На основе публикации автора в соавторстве с Горошко Т. В., Макарчук Н. А

 в газете «Психолог» №7 (103) 2004 и в журнале «Практична психологія та практична робота» №4(85) 2006

 

Здоровье - это сокровище, его необходимо беречь, укреплять. На нем нельзя экономить.

Сохранить и улучшить здоровье ребенка - одна из главных задач современной школы.

Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного воздействия на физическое,

морально-психологический и духовное развитие, мы оказались перед проблемой постоянной

необходимости контроля того, на что мы пытаемся повлиять, в частности,

морально-психологического здоровья.


Под морально-психологическим здоровьем мы понимаем состояние полного душевного,

социального и нравственного благополучия, а не только отсутствие комплексов, болезней.

Или, что то же, только иными словами – под морально-психологическим здоровьем мы

понимаем состояние при котором внутренние психологические (душевные) процессы в

человеке гармонизированы между собой и с информацией поступающей из внешней среды

(природы, общества, духовной сферы).

Критерий «благополучия», «гармонизации» - адекватность (количествененая и качественная)

реагирования.


Измеряя в школе физический, морально-психологический и духовное развитие учащихся

в конце каждой четверти, мы получаем "треугольник здоровья" ученика.

(См. Статью Кловацького В. В. "Модель учебного заведения «Школа здоровья ")

 

На сегодня в психологии нет единой обще определенной точки зрения на теорию характера

и практику его диагностики. Это побудило нас разработать четкие параметры

морально-психологического развития ребенка. Мы опирались на общеизвестную и широко

применяемую "Методику личностной диагностики по Т. Лири в модификации Л. Собчик ".

Но

А) Вместо 8 основных типов отношений к окружающим

нами предложены соответстующие 8 основных черт характера (8 параметров):

авторитарного (властно-лидирующего) – Лидерство (I)

эгоистичного (независимо-доминирующего) – Уверенность (II)

агрессивного (прямолинейно-агрессивного) – Требовательность (III)

подозрительного (недоверчиво-скептического) – Настойчивость (IV )

подчиняемого (покорно-застенчивого) –Уступчивость(V)

зависимого (зависимо-послушного) – Доверчивость (VI)

дружелюбного (сотрудничающе-конвенциального) – Эмпатийность (VII)

альтруистического (ответственно-великодушного) – Чистосердечность ( VIII)

Б) Использована диагностическая идея «центра окружности» как показатель гармоничного

развития.

 

 

Описание методики «Мониторинг морально-психологического развития учеников»

 

Вступление. 

 

Уровни  (Столбец «У») и оценка в баллах ( Столбец «Б»)  развития черт (параметров) характера

представлены ниже в таблице  "Параметры мониторинга морально-психологического развития

ученика"

 

Человек в своем развитии поднимаясь по ступенькам развития определенной черты

характера (9 уровней развития, 5 уровень - идеальное развитие), достигнув вершины (5)

часто ее проскакивает и оказывается на ступеньке, что ведет не вверх ( к совершенству),

а вниз ( к избыточности),  не к идеалу, а от него (рис. 1)

 

Идеальное развитие (5)

К идеалу                     ПУТЬ                     От идеала

 

 Рис. 1   

 

 

Описание методики 

 

В первом приближении оценку (от 1 до 5) морально-психологического развития ученика

(ОМПРУ) выставляет классный руководитель по столбцу «Б» Таблицы "Параметры

мониторинга морально-психологического развития ученика" (см. Таблицу).

Оценивание происходит по 8-и параметрам.

 

 

Классный руководитель выбирает то проявление, которое, наиболее соответствует этому

ученику и производит оценивание этой черты характера в баллах по столбцу «Б».

Оптимальный вариант развития определенной черты характера оценивается в 5 баллов и

в перечне проявлений стоит на 5-м месте (посередине). Удаления от середины (5) вниз или

вверх в пределах параметра означает снижение гармоничности развития данной черты характера.

Общая оценка морально-психологического развития ученика (ОМПРУ) выводится как

среднее арифметическое оценок по всем 8 параметрам. 

 

 

Сложив все (ОМПРУ) , выставленные учителем, и разделив их на количество этих оценок,

можно в первом приближении оценить морально-психологический развитие коллектива

(ОМПРК) и на основании этого принимать определенные решения относительно дальнейшей

работы с этим коллективом.

 

Кроме того, предлагаемая методика дает возможность  школьному психологу проводить

более глубокую и детальную диагностику, выявлять "Профиль личности".

Каждый параметр - это определенная черта характера, которая имеет 9 уровней

проявлений. Столбец «У» Таблицы который  показывает меру проявления этого параметра,

используется при  построении «Профиля личности».

 

Параметры морально-психологического развития построены по принципу взаимодополнения

и взаимоисключение. Они объединены в диады, и гармония личности в целом зависит от

соотношения ступеней выраженности качеств в каждой из 4-х диад. Качества будто

уравновешивают друг друга: Лидерство - Уступчивость (I-V), Уверенность - Доверчивость (II - VI),

Требовательность - Эмпатийность (III – VII), Настойчивость - Чистосердечность IV - VIII).

Первичным этапом оценки гармоничности морально-психологического развития ребенка

является сопоставление его ОМПРУ с правильным многоугольником, который по форме

приближается к кругу, и находится в "золотой" середине.

 


Профиль – А   

 

 

Профиль гармонично развитой личности.

 

 

 

Чем больше отклонение от "правильности" многоугольника, тем менее гармоничным

является развитие ребенка. Такой ученик нуждается  в коррекции и самокоррекции.

Крайние варианты дисгармонии представлены ниже:

 

                              Профиль-В                                                                    Профиль-С

 

                                                                  

 

 

 

Профиль-В - человек направлена только на себя, другие - "инструмент" для удовлетворения

его нужд;

Профиль-С - человек слишком зависит от других людей.

 

 

Рекомендации по коррекции можно спланировать на основании анализа степени

выраженности определенных качеств, составляющих диаду. Воспользуемся для примера

профилем личности D, чтобы показать возможность влияния на соответствующие

качества.

Так, возможным путем коррекции морально-психологического развития личности

с D-профилем является работа над качествами I - V, III - VII и IV - VIII.

 


Мы предлагаем созидающую коррекцию. То есть, чрезмерное стремление быть лидером

необходимо не разрушать, а постепенно уравновешивать формированием уступчивости,

чрезмерную требовательность - эмпатийностью, чрезмерную настойчивость - отзывчивостью,

душевностью.

Результатом такого воздействия должна быть "эффект одеяла", при котором профиль D

постепенно трансформируется в профиль  D ", что является более гармоничным.

 

Трансформация профиля D в профиль  D "

 

 

Это достигается постепенным переходом с одной ступени на другую в пределах параметра,

что временно компенсирует дисбаланс, а затем балансирует, гармонизирует профиль личности.

  

Пример.

Ребенок, который имеет уровни проявления 8 по I  параметру и 2 по V параметру

(рис. 2) одинаково удален от "идеальной" 5  ступени в своем

морально-психологическом развитии. (Крайности  1 и 9  одинаково негармоничны,

провоцируют  осложнения характера и поведения и поэтому нуждаются в  коррекции в 

пределах диады).

 

                    

       I     параметр                   V   параметр                     "Косвенная" коррекция Прямая коррекция

 

                                      Рис. 2                                                                      Рис. 3

 

Цель коррекционного воздействия - направить развитие в нужном направлении,

переориентировав его. Взаимосвязь между параметрами в пределах диады (рис. 3) позволяет

корректировать то качество, выраженная недостаточно, так как "наработать" часто легче, чем

отказаться от наработанного. Это позволяет работать в позитиве, не отрицая наличие

"развитого" качества, не указывая на ее недостаток, а демонстрируя имеющийся дисбаланс,

а не гармоничность профиля, идти "к идеалу" ты лестнице, качество которых недоразвитая.

Мы будто предлагаем человеку приобрести еще что-то дополнительно, чего не хватает для

гармонии.

 


Так, если сравнить рис. 3 и 2, можно увидеть схему перемещения ступеньками в пределах

V-го параметра как результата безболезненной положительной коррекции - с ступени

"Неуступчивости" человек через ступеньку "часто покладистый" достигает ступеньки

"Иногда покладистый" (2-3-4). Это так называемая прямая коррекция

(прямая линия на рис.3). Косвенная "вынуждена" коррекция (зеленая лента на рис. 3)

обусловлена внутренней связью между параметрами в пределах диады. Человек, работая

над собственной уступчивостью, не только приближается к "идеалу" в рамках

V-го параметра, а также осуществляет самокоррекции чрезмерного стремление руководить.

Таким образом, мы, работая с недостаточно выраженной качеством, преодолевая

ступеньки на пути к "идеалу" в рамках одного из параметров, что разворачиваем человека

лицом к "идеалу" и в пределах диады, то есть коррекционный влияние на один из

параметров диады за "эффектом одеяла "приводит к самокоррекции и другого параметра,

к гармонизации морально-психологического развития ребенка.

 

Перспективой с точки зрения психологического сопровождения, на наш взгляд, является

работа с профилем класса, соответствие морально-психологического профиля отдельного

ученика морально-психологичному профилю коллектива и в дальнейшем - коррекционная

работа с учеником и классом в целом. С целью углубленного анализа

морально-психологического развития отдельного ребенка и классного коллектива в целом

целесообразен также вариант взаимооценивания в пределах референтных групп.

 

Цель работы с параметрами - повышение общей психологической культуры всех

участников учебно-воспитательного процесса, привлечение внимания к неоднозначности

в оценке ребенка (уход от практики восприятия ребенка через призму ее успеваемости

по учебным дисциплинам), работа над осознанием того что кроме умственного и

физического, для ученика важно еще и морально-психологическое развитие, на который

тоже необходимо влиять, а значит, измерять в динамике. Важной, с нашей точки зрения,

является и сама непосредственная работа с параметрами (в форме анализа или

самоанализа).

В наше время глобального взаимодействия человека с обществом очень актуальна

проблема нахождения своего места в этом обществе, мире. Для этого надо знать себя,

свои возможности, уметь правильно оценить себя, использовать свои положительные

качества.

Возникает необходимость воспринимать мнение других, понять их позицию, точно оценить

ситуацию, свои возможности. Правильная самооценка и умение воспринимать мнение

других о себе или определенной ситуации является залогом взаимопонимания и улучшения

процесса взаимодействия. Конечно с адекватной самооценкой и толерантностью к мнению

других человек не рождается. Это достигается путем постоянных упражнений над собой.

Собственно, систематическое самооценки и сравнение своих данных с данными других людей

позволяет со временем все больше объективизировать самооценку ученика и оценку ребенка

родителями и учителями.

Конечно, критерии измерения уровней морально-психологического развития ученика,

методику оценки можно и нужно совершенствовать, но мы убеждены в том, что:


1) нужно проводить специально организованную и контролируемую работу по морально-

психологическом развитии учащихся;

2) Для этого необходимо иметь параметры измерения и проводить систематическое

оценивания по соответствующим параметрам. Такой мониторинг даст толчок к следующим

действиям и возможность влиять на определенное качество.


3) Очень важным является привлечение к оценке не только учителей, но и родителей, и учеников.

 

Таблица

Параметры мониторинга морально-психологического развития ученика

 

  

 

 

Психологи Полтави Сп Анна

dopomoga_226_290.jpg

Досвід Сп Анна Полтави в ЗМІ