Мониторинг духовного развития учеников

 

 Авторы: Волошина Л. П., Маджар Н. Н.,  Сп Анна, Полтава

  

 

 

Старые идеалы в современном мире   уничтожаются, новые рождаются медленно и трудно. Появилось

много людей, отчаявшихся во всех идеалах и ценностях, а для некоторых совсем обесценились такие

понятия как истина, красота, мудрость.  Поэтому вопрос  духовности сейчас, как никогда ранее, остро

стоит  перед всем человечеством.  Духовное развитие является актуальной проблемой в эпоху

информационного общества.

 

К сожалению, общепринятого определения понятия духовности  нет. Еще к большему сожалению

практически все определения имеют перекос или в религиозную, или в морально-этическую сферу.

Мы же предлагаем следующее определение духовности.  Духовность – это совокупность ценностных

ориентаций и представлений человека об  Истине-Красоте-Мудрости

 

В начале развития цивилизации, чтобы выжить в борьбе за существование, нужно было иметь крепкое

физическое здоровье, развитые мышцы и быстрые ноги. Затем, когда мир раскрыл тайны атома и водорода,

боролся (да и сейчас борется) за овладение энергией, и трижды был на грани новой мировой войны, важным

фактором стали морально-психологические качества. Именно от  них зависело будущее, потому что лишь

нажатием кнопки  можно  уничтожить целые страны и континенты, города(как это случилось с Хиросимой

и Нагасаки).

 

А сейчас, когда сложился некоторый ядерный паритет,  ведется борьба за обладание информацией . 

Идет  сплошная компьютеризация, вводятся высокие технологии, которые позволяют вызвать

землетрясения, климатические изменения, генные изменения, а при желании, и зомбировать население.

Сейчас, когда для  многих количество лайков на их странице определяют их ценность,  когда разработано

огромнейшее количество манипулятивных технологий по внедрению  в сознание того, что необходимо

манипулятору  -  важнейшим  фактором становится духовность человека.

 

 

Особенно актуально это задача сейчас. В связи с развитием информационных технологий, развитием

знаний о человеке, его потребности, мотивы, движущие силы появляется огромное количество

манипулятивных технологий, которые работают таким образом, что человек (как ему кажется) свободно,

самостоятельно, без принуждения, сознательно делает тот вывод, принимает то решение, голосует так,

как это было спланировано манипулятором.

 

Ярким представителем и основателем таких манипулятивных технологий, по нашему мнению, был Сократ.

В «Диалогах» Платона Сократ не выясняет истину. Результатом честного диалога есть  выработки новой

информации, нового знания на основе отдельных знаний собеседников. В «Диалогах»  же собеседники

Сократа всегда в конце выражают от своего имени утверждение, к которым в начале диалога Сократ имел

целью их подвести.

 

Противостоять манипулятивниму воздействия может только человек гармонично развитый. Человек,

развитый физически, морально-психологически, а главное - духовно. Духовное развитие человека,

духовное обогащение общества - насущная потребность современности.

 

Чрезвычайно большую роль  сейчас играет духовное развитие человека вообще, а в частности, и в особенности - 

духовное развитие подрастающего поколения. Поэтому одной из "сверхзадач" школы должны быть действия,

направленные на развитие духовности учащихся.

 

Человек, считаем мы, существует в трех ипостасях: Тело-Душа-Дух.

На первом этапе развития общежития людей основными задачами были удовлетворение материальных

потребностей.

На втором  - удовлетворение душевных потребностей,  развитие и совершенствование морально-этических

норм общежития людей. И они таки достигли определенного уровня – Карибский кризис был мирно

разрешен, что предотвратило третью Мировую войну…

 

На третьем, на нынешнем этапе информационного  общества, главнейшей задачей, считаем мы, является

духовное развитие, развитие и удовлетворение духовных потребностей. Только духовно развитый человек

сможет, и будет успешно противостоять и примитивизации, и манипулятивным воздействиям. 

 

Надежда  - на духовные ценности.  Гуманистические идеалы человечества, духовность  должны стать

внутренним стержнем личности. Духовно развитый человек - это человек, в  котором ценностные ориентации

и установки  гармонизированы с гуманистическими духовными ценностными ориентациями человечества.

Духовно развитый человек - это человек,  для которого стремление к Истине, Красоте, Мудрости является

естественной насущной потребностью.

 

Но для повышения эффективности работы по повышению  духовности,  для анализа существующего

состояния  и оценке нашего воздействия  необходимо измерять то, что мы пытаемся менять и

совершенствовать -духовность.

 

Поэтому нами разработана методика мониторинга духовного развития учащихся, критерии и  баллы

(параметры)  уровней духовного развития ученика. С помощью этих параметров можно фиксировать,

оценивать и анализировать уровни  духовного развития школьников. Методика апробирована в средней

школе №5 г. Полтавы  и положительно себя зарекомендовала.

 

Параметры уровней духовного развития ученика.

(Исходя из утверждения, что тремя ипостасями духовности  являются истина, красота, мудрость).

 

Психологи Полтави Сп Анна

dopomoga_226_290.jpg

Досвід Сп Анна Полтави в ЗМІ