Триединство. Любовь. Человек.

 

(авторский перевод статьи «Триєдність. Любов. Людина» опубликованной в рубрике

«Научные публикации» в газете «Психолог» № 4, 2011год.)

 

        

 

Парадигма триединства

 

Идея триединства богов - одна из самых распространенных в мифологии и религии.

 

Идею Абсолюта в трех взаимодополняющих формах находим еще в древнеиндийском духовном

концепте Тримурти (санскр. - "Три формы»). В нем говорится о создании, сохранении и

разрушения мира тремя верховными божествами - Брахмой, Вишну и Шивой, а человеческое

поведение рассматривалось как единство трех компонентов: воли, чувства, знаний.

 

По Пифагору, Мир - триединый, как человек, состоит из трех элементов: тела, души, духа - так и

Вселенная состоит из трех концентрических сфер: мира природного, мира человеческого и мира

божественного. Таким образом, триада, или закон троичности, является общим законом и ключом

жизни [30].

 

Согласно учению Платона, человеческая душа состоит из триады, трех частей. Первая

инстинктивно-аффективная, вторая эмоционально-волевая, третья идеально - умственная [29].

 

Отметим, что вместо греческого «триады» в христианстве появляется термин «триединство»,

что подчеркивает единство трех ипостасей. Этот термин появляется в парадоксальном богословии

Тертуллиана и начинает использоваться со второго века н. эры.

 

Один из трактатов Плотина называется «О трёх первичных началах, или субстанциях» [22].

Кант считал, что человек создан таким образом: 1) возбуждение и впечатления воспринимает с

помощью тела 2) понятие отражает в душе; 3) воспроизводятся и связываются возбуждения,

впечатление, понятие - мышлением [8].

 

Немецкий мыслитель Фихте заявляет о триаде как о универсальном способе познания - тезис,

антитезис, синтез [8].

 

Триединство - характерная особенность философии Гегеля. В частности, человека философ

рассматривает: 1) как индивидуума ( «субъективный дух»); 2) как социальное существо

( «объективный дух»); 3) как идею ( «абсолютный дух») [5].

 

Марк Аврелий Антоний писал: «Тело, душа, ум; телу - ощущение, душе - направление, уму -

основоположение »[16, с. 20].

 

«Бытие раскрывает свое содержание и обнаруживает свое отличие, оставаясь в единстве, ибо их

есть три. Такова природа бытия, первичный факт его жизни. Жизнь человека и жизнь мира есть

внутренний момент мистерии триединства », - считает Бердяев [1, с. 136].

 

Триединство у Фрейда: Оно, Я, Сверх - Я.

 


Триединство в эмпириокритицизме - живой организм, сознание, «мировая субстанция» [7].

 

В ХХ веке логика триединства все более проникает в науку и философию.

 

По Мак-Дугалу ядро инстинкта - триединство когнитивного, аффективного и конативного.

Установка (аттитюд) Узнадзе имеет три компонента: 1) информационный; 2) эмоциональный;

3) поведенческий.

 

Триединство экзистенциала человеческого существования по Франклу: духовность, свобода,

ответственность. [27].

 

По Попперу, каждый человек живет в трех мирах: в физическом мире, в мире субъективного знания

и в мире коллективного знания [18].

 

«... Триединство буквально пронизывает всю природу. Эта Свойственная природе триединство

НЕ есть что-то формально-правильное, но мало кому нужное. Люди постоянно опираются на то,

что при известных условиях монада и триада одно и то же », - пишет академик РАН

Б. В. Раушенбах [23 с.166 - 171].

 

Согласно православным христианским канонам Бог существует в трех ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын,

Бог-Дух Святой [2, Бытие гл.18, с .5; от Матфея гл.28, с. 19].

 

 

Любовь.

 

Термин «любовь» присутствует во всех развитых языках мира, очевидно, потому, что имеет

общечеловеческое значение. Но общепринятого определения это понятие не имеет. Большинство

психологов в своем понятийном тезариусе или вообще не имеют такого слова, или употребляют его

в очень ограниченной трактовке.

 

Первушина вспоминает понятие «любовь» только в связи с иерархией мотивов [19], Братусь - только

в связи с Сеченовым [3], Лурия - только в связи с Галлем [11], Реан - только в связи с Франклом и

Фроммом [24].

 

В учебниках по психологии Любовь трактуют как одно из нравственных чувств [13], как одно из

устойчивых чувств, характеризующее эмоциональную сферу «особенно в юношеском

возрасте» [20, с. 333], как «вершину интимности человека» [17, с. 604]. Узнадзе трактует любовь

как эмоциональное переживание в разделе «Относительная примитивность эмоциональных

переживаний» [26].

 

В то же время практически все произведения искусства, большинство разговоров людей - о любви.

Любовь является причиной взлетов, свершений, героических поступков человека, его ощущения

счастья ...

 

Пренебрежительное отношение к любовным проблем грозит потенциальности личности как

отмечает И. П. Маноха, [15] несчастьем в личной жизни, и поэтому метр украинской психологии

С. Д. Максименко четвертую главу своей монографии «Личность начинается с любви» посвящает

Любви [14 ].

 

В Библии говорится: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в

нем» [2, от Иоанна гл.4, с.8].

 

Метко замечает об истинной ценность любви Платон в своей работе "Пир", где он говорит, что

люди совсем не осознают истинной силы любви, потому что, если бы они понимали ее, они бы

строили ей величественные храмы и алтари и приносили величественные жертвы.

 

Дэвид Юм говорил: «Любовь есть не что иное, как желание счастья другому человеку».

 

Представители религиозного экзистенциализма (М. Бубер, Г. Марсель) говорят о любви как о

переходе из мира «оно» в мир «ты», от безличностного «иметь» к личному «быть».

 

Древние индусы (интуитивно находясь на позиции триединства!) уутверждали, что любовь - это и

влечение тела - страсть, и желание духа - дружба, и влечение ума - уважение, и они не могут быть

отделены друг от друга.

 

Древние греки выделяли такие типы любви: эрос - любовь -влечение, страстное чувство,

стихийная и страстная жажда обладания любимым существом; сторге - любовь -дружба,

нежность, привязанность; филиа - любовь, обусловлена социальными связями и обязанностями;

агапе - жертвенная любовь, потребность в самоотдаче, желание любящего раствориться в любимом.

 

Любовь по И. М. Сеченова это: 1) любовь владения, 2) любовь платоническая (увидеть, потрогать)

3) любовь семейная, нежность [4, с. 143].

 

Соловьев определяет любовь как влечение одушевленного существа к другому для соединения с

ним и взаимного наполнения жизни. Цель любви заключается в воссоединении людей, а среди

них и всего сотворенного. Любовь по мнению В. Соловьева, должна осуществить тройное

воссоединение:

1) восстановить индивидуальную человека, воссоединив ее с ее естественным дополнением -

женщиной;

2) восстановить общественную человека, присоединив ее к обществу - прочно и надежно соединив

их;

3) восстановить универсального человека, воссоединив ее внутренний мир с внешним миром [25].

 

К. С. Льюис, английский философ, выделяет следующие формы проявления любви, как:

1) «любовь - потребность», привязанность; 2) «любовь оценочная», влюбленность;

3) «любовь - дар», основанная на желании и создании блага другому, милосердия [12].

 

Р. Стернберг в своей концепции рассматривает три базовых компонента любви (интимность,

страсть и преданность), на основании которых определяются возможные индивидуальные стили

любовных отношений: любовь - страсть, любовь - дружба и любовь - обязательства. При этом

считается идеальной совершенная любовь - сочетание всех трех компонентов.

 

С. Рубин выделил следующие факторы, которые являются основой для классификации типов

любви:

1) интимность; 2) расположение; 3) забота.

 

Фромм дает следующее определение: "Любовь - это активная сила в человеке, сила, которая

валит стены, отделяющей человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь

помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; но при этом позволяет человеку

оставаться самим собой, сохранять свою целостность "[28, с.47].

 

Феномен зарождения любви некоторые физиологи объясняют действием феромонов - особых

веществ, которые выделяются человеком для привлечения противоположного пола, они почти

не имеют запаха, но, действуя на определенные рецепторы, способные вызвать глубокие эмоции

и сексуальные желания.

Антрополог университета Ратджерса Хелен Фишер считает, что различные нейрохимические

вещества влияют на три стадии в развитии отношений между мужчиной и женщиной. Так, за

физическое влечение отвечают соответствующие гормоны, за страстную влюбленность - допамин.

Он производится вентральной тегментальной областью среднего мозга, это естественный с

тимулятор, который, действуя на разные части мозга, вызывает эйфорию, ведет к бессоннице,

потере аппетита и приливу эмоций. А длительные, устойчивые отношения, которые Фишер

характеризует как привязанность, формируются за счет серотонина и гормонов типа окситоцина. 

 

Другие антропологи считают, что все дело в контакте глаз, инстинкте, что осталось нам в

наследство от животных. В них пристальный взгляд приводит в боевую готовность тот участок

мозга, который отвечает за побуждение - приблизиться или удалиться.

 

Психоаналитики считают, что первая и самая глубокая любовь происходит в раннем детстве -

к родителям противоположного пола. И потом всю жизнь женщины ищут в другом мужчине

своего отца, а мужчины - свою мать.

Американский сексолог Джон Мани ввел термин «топография любви». Согласно

«топографического подхода», который похож на предыдущий, женщина (мужчина)

бессознательно всю жизнь ищет не обязательно «отца» (мать), а того, кто впервые произвел

яркое впечатление.

 

Мистическое объяснение возникновения любви в том, что те, которые не решили свой

«кармический узел» в предыдущей жизни, обязательно ищут друг друга в новой жизни.

Общеизвестная классификация, различает шесть стилей любви :

1 Эрос - Страстная , Исключительная любовь -захоплення, стремящаяся к полному физического

владения;

2. Людус - Любовь игра, не отличается глубиной чувства и сравнительно легко допускает

возможность измены;

3. Сторге - Спокойная, теплая и надежная любовь - дружба;

4. Прагма - Здравомыслящая любовь. Легко поддается сознательному контролю, любовь по

расчету;

5. Мания - иррациональная любовь - одержимость, для которой типичны неуверенность и

зависимость от объекта влечения ;

6. Агапе - бескорыстная любовь - самоотдача .

 

Исходя из парадигмы триединства и разделяя взгляды Пифагора, Канта, Марка Аврелия

Антония на природу человека, считаем, что ипостасями Любви являются: Любовь Телесная,

Любовь Платоническая, Любовь Духовная.

 

 

Любовь Телесная - это эрос, людус, «любовь-владения» по Сеченову, восстановление

индивидуального человека по Соловьеву, «интимность» по Рубину, «любовь-страсть» по

Стернбергу, «любовь-потребность» по Льюису, «страсть» согласно взглядам древних индусов.

 

Любовь Платоническая (или любовь душевная или любовь морально-психологическая) - это

филиа, сторге, прагма, «платоническая» по Сеченову, восстановления общественного

человека по Соловьеву, «привязанность» по Рубину, «любовь-дружба» по Стернбергу, «любовь

оценочная »по Льюису,« дружба »согласно взглядам древних индусов.

 

Любовь Духовная - это мания, агапе, «семейная» по Сеченову, восстановление универсального

человека по Соловьеву, «забота» по Рубину, «любовь-обязательства» по Стернбергу, «любовь -

дар» по Льюису, «уважение» согласно взглядам древних индусов.

 

На наш взгляд, именно идею Любви, которая существует в трех ипостасях (Телесная,

Платоническая, Духовная), следует применять как главную, когда мы пытаемся описывать,

объяснять, корректировать действия человека. Успехи фрейдизма, который разработал идею

Любви телесной, общеизвестны, но это только одна ипостась Любви!

 

Освещая тему «Фундаментальные потребности, производство потребностей», А. Н.Леонтьев с

транным и особенно важным называет «комплекс оживления», подчеркивая его принципиальное

отличие от других тем, что это «стремление к», это «обращенность к" другому человеку.

Абстрагируясь от возраста и обобщая (потому что в современной психологии словосочетание

«комплекс оживления» применяется только в детской психологии), назовем это явление

«стремлением от себя к ...». И далее А. Н. Леонтьев, одобрительно оценивая статью коллеги,

рассуждает: «И появляется на сцене любовь. Это термин, понятие. Интересно? Интересно!» Это

понятие, по Леонтьеву, « ... содержит в себе какую - то большую, а не натуралистическую в

упрощенном смысле этого слова, правду, а какую - то правду большую. Настоящую, которая

позволяет понять очень многое такое, что кажется противоречивым и непонятным »[10, с. 419].

 

В. Франкл пишет «Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что НЕ является

им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого

человека, к которому мы тянемся с любовью. В служения делу или любви к другому человек

осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему

партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится

самим собой »[27, с. 28].

 

Вышеуказанное позволяет сделать следующие выводы: есть инстинкт приобретения

(по МакД угаллу), который является проявление гормичного стемленияпривлечения

«к себя чего-то», то есть объекта к себе, а есть и такое явление, как «стремление от себя к ...»

Здесь человек вырывается за пределы своего «Я», растворяется в объекте любви и ... приобретает

себя обновлённого.

 

Как писал Гегель: «Истинная сущность любви состоит в том, чтоб отказаться от сознания самого

себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновение и забвении впервые обрести самого

себя и обладать самим собой» [6, с. 107]. «Единственный путь полного знания - это акт любви: этот

акт выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это Смелое погружение в переживание

единства », - пишет Е.Фромм [28 с.47].

 

В связи с вышеизложенным, позволим себе дать такое определение:

Любовь это - гормичное «стремление от себя к ...» с целью физического, платонической и

духовного слияния с объектом любви, которое порождает у человека ощущение счастья и

найденного смысла жизни.

 

И, соглашаясь с высказыванием Фромма - «Конечным следствием психологии является

любовь» [2 8, с. 47], считаем, что при работе психолога с клиентом необходимо оперировать как

одним из основных, именно понятием Любви.

 

Человек.

 

Фундаментальной идеей, которая тесно связана с идеей Любви в трех ипостасях и парадигмой

триединства, является также утверждение, что человек существует в трех ипостасях: Дух, Душа,

Тело. Исходя из этого, Человека можно рассматривать как неразрывное единство трех уровней

его существования - духовного, социального, биологического.

Поэтому, проблемы Тела есть и проблемами Души, и проблемами Духа. А проблемы Души

(морально - психологического состояния), Духа невозможно рассматривать, корректировать, не

учитывая другие соответствующие ипостаси.

 

Особенно актуальной задачей современной психологии, на наш взгляд, является одушевление

модели человека, потому что все психическое имеет и духовный компонент: духовные чувства,

духовный опыт, духовное общение, духовную деятельность и т. п.

От двумерии «психика-организм» возможно, стоит перейти к триединства «Дух-Душа-Тело»;

изучать, а при необходимости и корректировать духовный мир, духовную любовь, духовные

эмоции, не только телесные и душевные потребности, но и духовные потребности, не только

деятельность тела, но и души, но и духовное созидание; не только общение как коммуникацию,

но и духовное общение; слово, язык не только как средство мышления и общения, но и духовный

смысл слова, молчание ...

 

Особенно актуально это задача сейчас. В связи с развитием информационных технологий,

развитием знаний о человеке, о его потребностях, мотивах, движущих силах появляется огромное

количество манипулятивных технологий, которые работают таким образом, что человек

(как ему кажется) свободно, самостоятельно, без принуждения, сознательно делает то вывод,

принимает то решение, голосует так, как это было спланировано манипулятором.

 

Ярким представителем и основателем таких манипулятивных технологий, по нашему мнению,

был Сократ. В «Диалогах» Платона Сократ не выясняет истину [21]. Результатом честного диалога

является производство новой информации, новых знаний на основе отдельных знаний

собеседников. В «Диалогах» же, собеседники Сократа всегда в конце выражают от своего

имени утверждение, к которым в начале диалога Сократ имел целью их подвести.

 

Противостоять манипулятивному воздействия может только человек гармонично развитый.

Человек, развитый физически, морально-психологически, а самое главное - духовно. Духовное

развитие человека, духовное обогащение общества - насущная потребность современности.

 

Желанным и необходимым является также, на наш взгляд и разработка педагогами, психологами

инструментария, позволяющего измерять уровни физического, морально - психологического,

духовного развития с целью возможной коррекции и последующей оценкой психолого -

педагогического воздействия [9].


Литература:
1. Бердяев Н. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с.
2. Библия. - М.: ИЗДАНИЕ Московской Патриархии, 1979. - 1346с.
3. Братусь Б. С. Общая психология в семи томах. / Под. ред. Б.С. Малышки. Т. 1. - М.: «Академия», 2005. - 352с.
4. Василев С. Психология любви. М .: Интерпринт, 1992
5. Гегель Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. - М.: «Мысль», 1977. - 471с.
6. Гегель, Сочинения, том 13, М., 1940, с. 107).
7. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн. - М.: Высш. шк., 2005. - 781 с.
8. Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3 - е изд., Стер. - СПб .: Издательство «Лань», 2003. - 512 с.
9. Кловацький В.В., Горошко Т.В., Макарчук Н.О.Мониторинг морально - психологического развития / / Психолог. - 2004. - № - С.13 - 18.
10. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологи: Учебное пособие для студентов вузов» - М.: Смысл; М.: КГУ, 2005. - 512с.
11. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии - СПб. : Питер, 2006. - 320 с.
12. Льюис К.С. Просто христианство. Любовь: сборник произведений 8 - ми томах, Т.1 / перевод с англ. И. Черевата, Н. Трауберг, - М.: «Виноград», 1998. - 304с.
13. Маклаков А.Г. «Общая психолгия», Питер, 2004. - 583с.
14. Максименко С.Д. Личность начинается с любви // Максименко С.Д. Генезис существования личности. - М .: ООО «КММ», 2006. - С. 69-86).
15. Маноха И.П. Психология сокровенного "Я". - М .: Полиграфкнига, 2001. - 448 с.
16. Марк Аврелий Антонин. «Наедине с собой. Размышления ». - Киев - Черкассы: РИЦ «Реал»; 1993 - 147с.
17. Немов Р.С. «Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений »: В 3 кн. - Четвёртый изд.- М.: Гуманит. Изд центр Владос, 2000.-Кн. 1: Общие основы психологии. - 688с.
18. Овчинников Н.Ф. «Карл Поппер, наш современник, философ XX века». / / Вопросы философии, 1992, № 8 С. 40 - 48.
19. Первушина О.Н. Общая психология: методические указания. - Новосибирск: Научно - учебный центр психологии НГУ, 1996. - 53с.
20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед.учеб, заведений. - Второй изд., Стереотип. - М.: Издательский центр <Академия>; Высшая школа, 2001 - 512с.
21. Платон. Диалоги. Перевод с Древнегреческий С.Я. Шейман - Тонштейн. М.: «Мысль», 1986. - 605с.
22. Плотин Избранные трактаты в 2 - х томах, Т.1. - М.: Издательство «РМ», 1994. - 128с.
23. Раушенбах Б.В.Логика Триединства. / / Вопросы философии. - 1990 - № 11. С.166 - 171.
24. Реан А.А., Бордовских Н.В., Розум С.И. «Психология и педагогика». - Питер, 2000. - 432с.
25. Соловьев В. С. Сочинения: Философская публицистика: в 2 т. / В. С. Соловьев. - М.: Правда, 1989. Т. 1. - 687с.
26. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред.И. В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб. : Питер, 2004. - 413 с.
27. Франкл В. Человек в поисках смысла: [Сборник] / Франкл В .; [пер. с англ .. и нем].-М .: Прогресс, 1990. - 368 с.
28. Фромм Э. «Искуство любви». - М.: Знание, 1990. - 164с.
29. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.Древний мир - эпоха Просвещения / Редкол .: И.Т. Фролов и др .; Сост. П. С. Гуревич. - М.: Политиздат, 1991. - 462с.
30. Шюре Э. Великие посвящённые очерк эзотеризма регилий - Симферополь: Таврия, 1998, - 480с.

 

Психологи Полтави Сп Анна

dopomoga_226_290.jpg

Досвід Сп Анна Полтави в ЗМІ