Измерение 

ситуативного психологического состояния

 

(Модификация Кловацкого В.В.  ЦТО Эткинда А.М.) 

 

КловацкийВ.В. СпАнна, Полтава.

 

Модификация состоит в следующем:

  • Главнейшее.
  • Модификацию Кловацкого В.В. ЦТО Эткинда А.М. предлагается использовать: 
  • а) для количественного измерения ситуативного психологического состояния клиента;
  • б) как еще один способ прикосновения психолога к подсознанию клиента;
  • в) как фундамент для  работы с психологической проблемой клиента;  
  • Вводится термин «Значимого множества» и принцип его наполнения из двух подмножеств; 
  • Вводится термин «Интегральный показатель ситуативного психологического состояния» и правило его вычисления;
  • В порядке тестирования. На первом этапе, в начале тестирования, а не в конце, предлагается провести тест на цветовые предпочтения и ранжирование цветов. Окончательный ранг цвета определять как среднее арифметическое рангов цветов первого и второго выбора;
  • Динамичность. Тестирование предлагается проводить на каждой консультации.
  • В отличии от общепринятого подхода, считать, что ранг элемента 4 - 5 может означать не только нейтральное или равнодушное отношение клиента к этому элементу-слову, но и философски-мудрое;
  • Трактовка случаев разнобоя в порядке выбора цветов;
  • Гипотеза о «Считывании посланий подсознания» на основе составления предложений со словами (элементами), имеющими одинаковый рейтинг.

  

 

Первый этап. Подготовительный.

Определение элементов Значимого множества.


В это множество предлагается вносить не только понятия сугубо значимые для испытуемого,

но и понятия общечеловеческого, общепсихологического значения (персонажи, события

жизни, прилагательные, моральные категории, инструментальные и конечные ценности).

Например: справедливо, несправедливо, обида, прощение, любовь, ненависть, догнать,

затаится, убежать, отец, мать, работа, секс, дружба, начальник, подчиненный, друг, враг и т. п.

Весьма желательно, на наш взгляд, в Значимое множество включить и самого клиента, и

психолога. 

 

Второй этап. Ранжирование цветов как среднее арифметическое двух выборов.

Порядок проведения

 

1) В начале работы предлагается провести выбор цветов в порядке предпочтения, начиная

с самого «приятного для глаза» и кончая «самым неприятным».

 

Номера выбранных в порядке предпочтения цветов записываются в строку "1 выбор цветов".

Местоположение цвета в строке показывает его "Первый ранг"

 

Техника предъявления цветов – карточки с 8 цветами Люшера или лист бумаги с 8 цветами

Люшера или монитор компьютера с 8 цветами Люшера.

Весьма значимо, чтобы выбранная техника предъявления оставалась неизменной на

протяжении всей работы с клиентом.

 

2) Предлагается провести выбор цветов в порядке предпочтения не один раз, а два раза

(второй – через 3-7 мин. после первого).

 

Номера выбранных в порядке предпочтения цветов записываются в строку "2 выбор цветов".

Местоположение цвета в строке показывает его "Второй ранг"

 

3) Ранг цвета определяется как среднее арифметическое между "Первым" и "Вторым" рангом.

 

Так, если цвет 1 

вначале был выбран четвертым (значит "Первый ранг" у него - 4),

а во второй раз шестым (значит "Второй  ранг" у него - 6) ,

ему присваивается ранг 5.

 

Пример

 

Номер цвета 1 2 3 4 5 6 7 8
1 выбор цветов  2 3 7 1 6 4 5 8
2 выбор цветов 7 6 2 3 4 1 5 8
Ранг цвета 5 2 3 5,5 7 3,5 2 8

 

 

Тот же пример в детализированной таблице

  

Номер цвета 

1 2 3 4 5 6 7 8
1 выбор цветов А 2 3 7 1 6 4 5 8
2 выбор цветов Б 7 6 2 3 4 1 5 8

 Первый ранг цвета

4 1 2 6 7 5 3 8

Второй ранг цвета

6 3 4 5 7 2 1 8

Ранг цвета

5 2 3 5,5 7 3.5 2 8

 

Коментарий. 

Приступаем к работе с 1 цветом.

В первом выборе (Строка А ) 1 стоит на 4 месте, значит Первый ранг его 4.  

Во втором выборе (Строка Б) 1 стоит на 6 месте, значит Второй ранг его 6.

Прибавляем 4+6 делим на 2 и получаем ранг 1 цвета 5

 

Приступаем к работе с 2 цветом.

В первом выборе (Строка А ) 2 стоит на 1 месте, значит Первый ранг его 1.

Во втором выборе (Строка Б) 2 стоит на 3 месте, значит Второй ранг его 3.

Прибавляем 1+3 делим на 2 и получаем ранг 2 цвета 2

 

Приступаем к работе с 3 цветом.

В первом выборе (Строка А ) 3 стоит на 2 месте, значит Первый ранг его 2. 

Во втором выборе (Строка Б ) 3 стоит на 4 месте, значит Второй ранг его 4.

Прибавляем 2+4 делим на 2 и получаем ранг 3 цвета 3

 

И т. д.

   

 

Третий этап. Коррекция Значимого множества.

 

Плановая работа  с клиентом, в результате которой вносятся дополнительные элементы

в Значимое множество.

 

 

Четвертый этап. Собственно тестирование.

 

Быстрое, поочередное, в случайном порядке предъявление элементов

Значимого множества клиенту с просьбой ответить на вопрос, «С каким цветом ассоциируется

у вас это слово ? ». Техника предъявления элемента - голос психолога или монитор компьютера.

Техника предъявления цветов – карточки с 8 цветами Люшера или лист бумаги с 8 цветами

Люшера или монитор компьютера с 8 цветами Люшера. Весьма значимо, чтобы выбранная

техника предъявления оставалась неизменной на протяжении всей работы с клиентом

 

 

Пятый этап.  Представление, упаковка полученной информации.

 

     а) Для конкретного дня, для конкретной консультации составляется

Ситуативная таблица из 4 столбцов ( 1- Номер порядковый, 2 - Элементы Значимого

множества, 3 - Номер цвета ассоциированного, 4 - Ранг цвета) .

Номер порядковый Элементы Значимого множества Номер цвета ассоциированного Ранг цвета
       
       

Столбцы "Номер порядковый" и  "Элементы..." заполняются до и во время консультации.

Столбец "Номер цвета ассоциированного" заполняется во время консультации.

Столбец "Ранг цвета" заполняется после консультации на основании второго  этапа(пункт "в") 

 

Наше предложение: С целью получения обратной связи относительно предыдущего

психотерапевтического воздействия, с целью включения в «Значимое множество»новых

выявленных элементов - описанное тестирование предлагаем проводить на каждой

консультации (как показывает практика, необходимое время для этого составляет не

более 5-6 мин.)  

 

     б) Для анализа динамики процесса и планирования дальнейших действий психолога

составляются Сводная таблица (столбец – Номер порядковый; столбец – Элементы

Значимого множества; 3 столбец –Дата_Ранг цвета» столбец – Дата_Ранг цвета; 

столбец – Дата_Ранг цвета и т. д.  Последняя строчка - Средний ранг совокупности всех

элементов Значимого множества).

 

Номер порядковый Элементы Значимого множества Дата/Ранг цвета Дата/Ранг цвета Дата/Ранг цвета Дата/Ранг цвета Дата/Ранг цвета Дата/Ранг цвета Дата/Ранг цвета
1                
2                
3 ...                
Средний ранг всех элементов Значимого множества              

 

Столбцы 3, 4, 5 и т. д. ("Дата/Ранг цвета") заполняются на основании соответствующих

Ситуативных таблиц.  

 

Рекомендация. Для быстрой и всесторонней обработки полученной информации

Ситуативную и Сводную таблицы рекомендуем выполнять в Excel. 

 

Пример заполненной  Сводной таблицы - на следующей странице.

 

 

Шестой этап. Этап интерпретации.

 

1. Главнейшее. Вышеуказанную методику использовать для количественного измерения

ситуативного психологического состояния клиента (интегрального и по значимым элементам),

как фундамент для планирования дальнейшей работы с психологической проблемой клиента;

2. Интегральным показателем ситуативного психологического состояния клиента в первом

приближении можно считать – среднее арифметическое по столбцу (Усредненный ранг по всем

элементам столбца) Сводной таблицы. Здесь возможны состояния от «Все плохо» (ср. ранг 7-8),

до «Все хорошо прекрасная маркиза» (ср. ранг 1-2); 

3. В отличии от общепринятого подхода, считать что ранг элемента 4 - 5 может означать не

только нейтральное или равнодушное отношение клиента к этому элементу-слову, но и

философски-мудрое;

4. Высказываем гипотезу о «Считывание посланий подсознания» на основе составления

предложений со словами (элементами) Значимого множества имеющими одинаковый рейтинг

(для этого необходимо включить в Значимое множество: персонажи, события жизни,

прилагательные, моральные категории, инструментальные и конечные ценности);

5. Ограничения. Весьма значимыми, информативными являются также случаи:

а) на втором этапе тестирования клиент выбирает в порядке предпочтения цвета и совершенно

по разному, так что разница составляет более чем три «шага». В этом случае, представляется,

тестирование проводить не следует, но сосредоточиться на событиях "вчерашнего дня";

б) во время следующей консультации, клиент единообразно, но абсолютно по другому

(по сравнению с предыдущей консультацией) выбирает в порядке предпочтения цвета.

В этом случае, представляется, тестирование проводить не следует, но сосредоточиться на

смыслах элементов Значимого множества и на мировоззренческих когнитивных картах

клиента.  

 

 

Психологи Полтави Сп Анна

dopomoga_226_290.jpg

Досвід Сп Анна Полтави в ЗМІ