Измерение психологического состояния

Измерение ситуативного психологического состояния

Модификация Кловацкого В.В.  ЦТО Эткинда А.М. 

 

Инновация.

 

Предлагается использовать: 

а) для количественного измерения ситуативного психологического состояния клиента;

б) как еще один способ прикосновения психолога к подсознанию клиента;

в) как фундамент для  работы с психологической проблемой клиента;  

 

Вводится термин «Значимого множества» и принцип его наполнения из двух подмножеств; 

Вводится термин «Интегральный показатель ситуативного психологического состояния» и правило его вычисления;

 

В порядке тестирования. На первом этапе, в начале тестирования, а не в конце, предлагается провести тест на цветовые

предпочтения и ранжирование цветов. Окончательный ранг цвета определять как среднее арифметическое рангов цветов

первого и второго выбора;

 

Динамичность. Тестирование предлагается проводить на каждой консультации.

 

В отличии от общепринятого подхода, считать, что ранг элемента 4 - 5 может означать не только нейтральное или равнодушное

отношение клиента к этому элементу-слову, но и философски-мудрое;

 

Трактовка случаев различий в порядке выбора цветов;

 

Гипотеза о «Считывании посланий подсознания» на основе составления предложений со словами (элементами), имеющими одинаковый

рейтинг.

  

Первый этап. Подготовительный.

Определение элементов Значимого множества.

В это множество предлагается вносить не только понятия сугубо значимые для испытуемого,

но и понятия общечеловеческого, общепсихологического значения (персонажи, события

жизни, прилагательные, моральные категории, инструментальные и конечные ценности).

Например: справедливо, несправедливо, обида, прощение, любовь, ненависть, догнать,

затаится, убежать, отец, мать, работа, секс, дружба, начальник, подчиненный, друг, враг и т. п.

Весьма желательно, на наш взгляд, в Значимое множество включить и самого клиента, и

психолога. 

 

Второй этап.

Ранжирование цветов как среднее арифметическое двух выборов.

Порядок проведения

1) В начале работы предлагается провести выбор цветов в порядке предпочтения, начиная

с самого «приятного для глаза» и кончая «самым неприятным».

Номера выбранных в порядке предпочтения цветов записываются в строку "1 выбор цветов".

Местоположение цвета в строке показывает его "Первый ранг"

Техника предъявления цветов – карточки с 8 цветами Люшера или лист бумаги с 8 цветами

Люшера или монитор компьютера с 8 цветами Люшера.

Весьма значимо, чтобы выбранная техника предъявления оставалась неизменной на

протяжении всей работы с клиентом.

2) Предлагается провести выбор цветов в порядке предпочтения не один раз, а два раза

(второй – через 3-7 мин. после первого).

Номера выбранных в порядке предпочтения цветов записываются в строку "2 выбор цветов".

Местоположение цвета в строке показывает его "Второй ранг"

3) Ранг цвета определяется как среднее арифметическое между "Первым" и "Вторым" рангом.

Так, если цвет 1 

вначале был выбран четвертым (значит "Первый ранг" у него - 4),

а во второй раз шестым (значит "Второй  ранг" у него - 6) ,

ему присваивается ранг 5.

Пример

 

ism ps sost 1

Тот же пример в детализированной таблице

 

ism ps sost 2

Коментарий. 

Приступаем к работе с 1 цветом.

В первом выборе (Строка А ) 1 стоит на 4 месте, значит Первый ранг его 4.  

Во втором выборе (Строка Б) 1 стоит на 6 месте, значит Второй ранг его 6.

Прибавляем 4+6 делим на 2 и получаем ранг 1 цвета 5

Приступаем к работе с 2 цветом.

В первом выборе (Строка А ) 2 стоит на 1 месте, значит Первый ранг его 1.

Во втором выборе (Строка Б) 2 стоит на 3 месте, значит Второй ранг его 3.

Прибавляем 1+3 делим на 2 и получаем ранг 2 цвета 2

Приступаем к работе с 3 цветом.

В первом выборе (Строка А ) 3 стоит на 2 месте, значит Первый ранг его 2. 

Во втором выборе (Строка Б ) 3 стоит на 4 месте, значит Второй ранг его 4.

Прибавляем 2+4 делим на 2 и получаем ранг 3 цвета 3

И т. д.

   

Третий этап. Коррекция Значимого множества.

 

Плановая работа  с клиентом, в результате которой вносятся дополнительные элементы

в Значимое множество.

 

 

Четвертый этап. Собственно тестирование.

 

Быстрое, поочередное, в случайном порядке предъявление элементов

Значимого множества клиенту с просьбой ответить на вопрос, «С каким цветом ассоциируется

у вас это слово ? ». Техника предъявления элемента - голос психолога или монитор компьютера.

Техника предъявления цветов – карточки с 8 цветами Люшера или лист бумаги с 8 цветами

Люшера или монитор компьютера с 8 цветами Люшера. Весьма значимо, чтобы выбранная

техника предъявления оставалась неизменной на протяжении всей работы с клиентом

 

 

Пятый этап.  Представление, упаковка полученной информации.

     

а) Для конкретного дня, для конкретной консультации составляется

Ситуативная таблица из 4 столбцов ( 1- Номер порядковый, 2 - Элементы Значимого

множества, 3 - Номер цвета ассоциированного, 4 - Ранг цвета) .

 

ism ps sost 3

Столбцы "Номер порядковый" и  "Элементы..." заполняются до и во время консультации.

Столбец "Номер цвета ассоциированного" заполняется во время консультации.

Столбец "Ранг цвета" заполняется после консультации на основании второго  этапа(пункт "в") 

Наше предложение: С целью получения обратной связи относительно предыдущего

психотерапевтического воздействия, с целью включения в «Значимое множество»новых

выявленных элементов - описанное тестирование предлагаем проводить на каждой

консультации (как показывает практика, необходимое время для этого составляет не

более 5-6 мин.)  

     б) Для анализа динамики процесса и планирования дальнейших действий психолога

составляются Сводная таблица (столбец – Номер порядковый; столбец – Элементы

Значимого множества; 3 столбец –Дата_Ранг цвета» столбец – Дата_Ранг цвета; 

столбец – Дата_Ранг цвета и т. д.  Последняя строчка - Средний ранг совокупности всех

элементов Значимого множества).

 

ism ps sost 4

Столбцы 3, 4, 5 и т. д. ("Дата/Ранг цвета") заполняются на основании соответствующих

Ситуативных таблиц.  

Рекомендация. Для быстрой и всесторонней обработки полученной информации

Ситуативную и Сводную таблицы рекомендуем выполнять в Excel. 

 

Шестой этап. Этап интерпретации.

 

1. Главнейшее. Вышеуказанную методику использовать для количественного измерения

ситуативного психологического состояния клиента (интегрального и по значимым элементам),

как фундамент для планирования дальнейшей работы с психологической проблемой клиента;

2. Интегральным показателем ситуативного психологического состояния клиента в первом

приближении можно считать – среднее арифметическое по столбцу (Усредненный ранг по всем

элементам столбца) Сводной таблицы. Здесь возможны состояния от «Все плохо» (ср. ранг 7-8),

до «Все хорошо прекрасная маркиза» (ср. ранг 1-2); 

3. В отличии от общепринятого подхода, считать что ранг элемента 4 - 5 может означать не

только нейтральное или равнодушное отношение клиента к этому элементу-слову, но и

философски-мудрое;

4. Высказываем гипотезу о «Считывание посланий подсознания» на основе составления

предложений со словами (элементами) Значимого множества имеющими одинаковый рейтинг

(для этого необходимо включить в Значимое множество: персонажи, события жизни,

прилагательные, моральные категории, инструментальные и конечные ценности);

5. Ограничения. Весьма значимыми, информативными являются также случаи:

а) на втором этапе тестирования клиент выбирает в порядке предпочтения цвета и совершенно

по разному, так что разница составляет более чем три «шага». В этом случае, представляется,

тестирование проводить не следует, но сосредоточиться на событиях "вчерашнего дня";

б) во время следующей консультации, клиент единообразно, но абсолютно по другому

(по сравнению с предыдущей консультацией) выбирает в порядке предпочтения цвета.

В этом случае, представляется, тестирование проводить не следует, но сосредоточиться на

смыслах элементов Значимого множества и на мировоззренческих когнитивных картах

клиента.  

Пример из практики работы Сп Анна

(клиент дал разрешение на публикацию информации при условии изменения имени).

Клиент «Оля» (проживает в одном из районов Полтавской обл.), 41 год, замужем, образование – высшее.

На входе.

Обратилась с проблемой «перехватывает горло», причем впервые

незначительные и краткосрочные проявления этой проблемы возникли 18 лет назад.

Обращалась к психологу по месту жительства 16 лет назад – безрезультатно.

Сейчас «перехватывание горла» приобрело катастрофические масштабы.

В целом здоровье своего тела  оценила на «1» (из 10).

Назвала недуги тела – головные боли, мастопатия, протрузия.

Отоларинголог и невропатолог дали заключение – без патологий и посоветовали обратиться к психологу.

На выходе.

Результат проведенной психотерапии в Сп Анна - «перехватывание горла» абсолютно пропало.

Как определила сама клиентка «Мне стало на много лучше (здоровье, появилась энергия)»

Ниже приводим скан, заполненных собственноручно «Олей», опросников Первичного и

Заключительного приема.  Верхняя часть с конкретной информацией о клиенте, разумеется, вырезана.

Работая по первичному запросу «Перехватывание горла», особенно интересным представляются

следующие результаты – после психотерапии, не только «Перехватывание горла» прошло,

но и:

1. Вначале здоровье своего тела клиентка оценивала на «1» -

после психотерапии на «5»;

2. Вначале свою сексуальную удовлетворенность клиентка оценивала на «2» -

после психотерапии на «8».

    Листы-опросники  заполненные собственноручно клиентом "Оля" 

на первичном приеме и после проведенной в СпАнна психотерапии ( 7 сессий).

    

 

  

Рабочий лист измерения СПС 

 (ситуативного психологического состояния)

клиента Ольги

Ситуативное психологическое состояние количественно характеризуется  "Средним рангом".

Оптимальным является от 3 до 4

"Ранг"в клеточках столбца дат от 1 до 8.

 Чем больше число, тем негативнее отношение к указанному во 2 столбце  объекту.

Психологи СпАнна

dopomoga_226_290.jpg

Сп Анна в ЗМІ