Троица. Парадигма триединства.

 

Парадигма триединства

 

Кловацкий В. В.

       Идея триединства богов - одна из самых распространенных в мифологии и религии.


        Идею Абсолюта в трех взаимодополняющих формах находим еще в древнеиндийском духовном концепте Тримурти (санскр. - "Три формы»). В нем говорится о создании, сохранении и разрушения мира тремя верховными божествами - Брахмой, Вишну и Шивой, а человеческое поведение рассматривалось как единство трех компонентов: воли, чувства, знаний.


        По Пифагору, Мир - триединый, как человек, состоит из трех элементов: тела, души, духа - так и Вселенная состоит из трех концентрических сфер: мира природного, мира человеческого и мира божественного. Таким образом, триада, или закон троичности, является общим законом и ключом жизни [30].


       Согласно учению Платона, человеческая душа состоит из триады, трех частей. Первая инстинктивно-аффективная, вторая эмоционально-волевая, третья идеально - умственная [29].


       Отметим, что вместо греческого «триады» в христианстве появляется термин «триединство», что подчеркивает единство трех ипостасей. Появляется в парадоксальном богословии Тертуллиана и начинает использоваться со второго века н.эры.


       Один из трактатов Плотина называется «О трёх первичных началах, или субстанциях» [22].


       Кант считал, что человек создан таким образом: 1) возбуждение и впечатления воспринимает с помощью тела 2) понятие отражает в душе; 3) воспроизводятся и связываются возбуждения, впечатление, понятие - мышлением [8].


       Немецкий мыслитель Фихте заявляет о триаде как о универсальном способе познания - тезис, антитезис, синтез [8].


       Триединство - характерная особенность философии Гегеля. В частности, человека философ рассматривает: 1) как индивидуума ( «субъективный дух»); 2) как социальное существо ( «объективный дух»); 3) как идею ( «абсолютный дух») [5].


      Марк Аврелий Антоний писал: «Тело, душа, ум; телу - ощущение, душе - направление, уму - основоположение »[16, с. 20].


      «Бытие раскрывает свое содержание и обнаруживает свое отличие, оставаясь в единстве, ибо их есть три. Такова природа бытия, первичный факт его жизни. Жизнь человека и жизнь мира есть внутренний момент мистерии триединства », - считает Бердяев [1, с. 136].


      Триединство у Фрейда: Оно, Я, Сверх - Я


      Триединство в эмпириокритицизме - живой организм, сознание, «мировая субстанция» [7].


      В ХХ веке логика триединства все более проникает в науку и философию.


      По МакДугаллу ядро инстинкта - триединство когнитивного, аффективного и конативного.


      Установка (аттитюд) Узнадзе имеет три компонента: 1) информационный; 2) эмоциональный; 3) поведенческий.


      Триединство екзистенциала человеческого существования по Франклу: духовность, свобода, ответственность. [27].


      По Попперу, каждый человек живет в трех мирах: в физическом мире, в мире субъективного знания и в мире коллективного знания [18].


      «... Триединство буквально пронизывает всю природу. Эта Свойственная природе триединство НЕ есть что-то формально-правильное, но мало кому нужное. Люди постоянно опираются на то, что при известных условиях монада и триада одно и то же », - пишет академик РАН Б. В. Раушенбах [23 с.166 - 171].


       Согласно православным христианским канонам Бог существует в трех ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой [2, Бытие гл.18, с .5; от Матфея гл.28, с. 19].

 

Литература:


1. Бердяев Н. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с.
2. Библия. - М.: ИЗДАНИЕ Московской Патриархии, 1979. - 1346с.
3. Братусь Б. С. Общая психология в семи томах. / Под. ред. Б.С. Малышки. Т. 1. - М.: «Академия», 2005. - 352с.
4. Василев С. Психология любви. М .: Интерпринт, 1992
5. Гегель Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. - М.: «Мысль», 1977. - 471с.
6. Гегель, Сочинения, том 13, М., 1940, с. 107).
7. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн. - М.: Высш. шк., 2005. - 781 с.
8. Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3 - е изд., Стер. - СПб .: Издательство «Лань», 2003. - 512 с.
9. Кловацький В.В., Горошко Т.В., Макарчук Н.О.Мониторинг морально - психологического развития / / Психолог. - 2004. - № - С.13 - 18.
10. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологи: Учебное пособие для студентов вузов» - М.: Смысл; М.: КГУ, 2005. - 512с.
11. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии - СПб. : Питер, 2006. - 320 с.
12. Льюис К.С. Просто христианство. Любовь: сборник произведений 8 - ми томах, Т.1 / перевод с англ. И. Черевата, Н. Трауберг, - М.: «Виноград», 1998. - 304с.
13. Маклаков А.Г. «Общая психолгия», Питер, 2004. - 583с.
14. Максименко С.Д. Личность начинается с любви // Максименко С.Д. Генезис существования личности. - М .: ООО «КММ», 2006. - С. 69-86).
15. Маноха И.П. Психология сокровенного "Я". - М .: Полиграфкнига, 2001. - 448 с.
16. Марк Аврелий Антонин. «Наедине с собой. Размышления ». - Киев - Черкассы: РИЦ «Реал»; 1993 - 147с.
17. Немов Р.С. «Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений »: В 3 кн. - Четвёртый изд.- М.: Гуманит. Изд центр Владос, 2000.-Кн. 1: Общие основы психологии. - 688с.
18. Овчинников Н.Ф. «Карл Поппер, наш современник, философ XX века». / / Вопросы философии, 1992, № 8 С. 40 - 48.
19. Первушина О.Н. Общая психология: методические указания. - Новосибирск: Научно - учебный центр психологии НГУ, 1996. - 53с.
20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед.учеб, заведений. - Второй изд., Стереотип. - М.: Издательский центр <Академия>; Высшая школа, 2001 - 512с.
21. Платон. Диалоги. Перевод с Древнегреческий С.Я. Шейман - Тонштейн. М.: «Мысль», 1986. - 605с.
22. Плотин Избранные трактаты в 2 - х томах, Т.1. - М.: Издательство «РМ», 1994. - 128с.
23. Раушенбах Б.В.Логика Триединства. / / Вопросы философии. - 1990 - № 11. С.166 - 171.
24. Реан А.А., Бордовских Н.В., Розум С.И. «Психология и педагогика». - Питер, 2000. - 432с.
25. Соловьев В. С. Сочинения: Философская публицистика: в 2 т. / В. С. Соловьев. - М.: Правда, 1989.
Т. 1. - 687с.
26. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред.И. В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб. : Питер, 2004. - 413 с.
27. Франкл В. Человек в поисках смысла: [Сборник] / Франкл В .; [пер. с англ .. и нем].-М .: Прогресс, 1990. - 368 с.
28. Фромм Э. «Искуство любви». - М.: Знание, 1990. - 164с.
29. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.Древний мир - эпоха Просвещения / Редкол .: И.Т. Фролов и др .; Сост. П. С. Гуревич. - М.: Политиздат, 1991. - 462с.
30. Шюре Э. Великие посвященные очерк эзотеризма религий - Симферополь: Таврия, 1998, - 480с.

Психологи Полтави Сп Анна

dopomoga_226_290.jpg

Досвід Сп Анна Полтави в ЗМІ